Виды финансового анализа в коммерческом банке

Банковское дело » Финансовый анализ коммерческого банка » Виды финансового анализа в коммерческом банке

Конечная цель проведения анализа состоит в выявлении у банка проблем на возможно более ранних стадиях их формирования. Результаты анализа должны использоваться при определении режима надзора, включая принятие решения о целесообразности проведения инспекционных проверок банков и определении их тематики, а также характера применяемых к банкам мер надзорного реагирования.

Непосредственно в рамках анализа решается задача получения достоверной картины текущего финансового положения банка, существующих тенденций его изменения и прогноза на перспективу до 1 года, в том числе при возможном неблагоприятном изменении внешних условий.

Проведение эффективного анализа финансового состояния банка предполагает выполнение ряда условий. Ключевыми условиями являются достоверность и точность информации, используемой при анализе, а также его своевременность и завершенность. Отсутствие достоверных данных ведет к недооценке проблем банков, что может иметь опасные последствия для развития ситуации. Достоверность представляемых банками отчетов, а также адекватность оценки принимаемых ими на себя рисков должна проверяться как в процессе документарного надзора, так и в ходе инспекцонных проверок, а результаты должны использоваться как важный источник информации при проведении анализа.

Анализ основан на:

– использовании системы показателей, характеризующих деятельность банка и виды принимаемых рисков с выявлением взаимосвязи между показателями;

– изучении факторов изменения этих показателей и величин принимаемых рисков;

– сравнении полученных показателей со средними показателями по группе однородных банков.

Система показателей сгруппирована в аналитические пакеты по следующим направлениям анализа:

1. Структурный анализ балансового отчета.

2. Структурный анализ отчета о прибылях и убытках. Коммерческая эффективность деятельности банка и его отдельных операций.

3. Анализ достаточности капитала.

4. Анализ кредитного риска.

5. Анализ рыночного риска.

Каждый аналитический пакет содержит таблицы аналитических показателей, позволяющих выявить тенденции и сделать выводы по соответствующему направлению анализа, а также графики, характеризующие динамику показателей, и диаграммы, отражающие структурные характеристики. Анализ банка предполагает также определение соответствия работы конкретного банка установленным нормам, а также тенденциям однородной группы банков.

Анализ базируется на данных следующих форм отчетности:

· оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации;

· информация о фактических значениях нормативов деятельности кредитной организации, рассчитанных в соответствии с Инструкцией Банка России от 01.10.97 г. №1 «О порядке регулирования деятельности банков» и отдельных элементах расчета обязательных нормативов;

· отчет о прибылях и убытках;

· расчет резерва на возможные потери по ссудам;

· сведения об активах и пассивах по срокам востребования и погашения;

· данные об использовании прибыли и фондов, создаваемых из прибыли;

· расчет собственных средств кредитной организации;

· сводный отчет о размере рыночного риска,

· сведения о кредитах и задолженности по кредитам, выданным заемщикам различных регионов, и размере привлеченных депозитов;

· сведения о межбанковских кредитах и депозитах;

· сведения об открытых корреспондентских счетах и остатках средств на них;

· отчет об открытой валютной позиции;

а также данных инспекционных и аудиторских проверок банков.

Другие статьи:

Сущность банковского контроллинга и его отличия от контроля
Было бы слишком упрощенно понимать под контроллингом внутренний контроль. Интегрированный в систему кредитного риск-менеджмента, контроллинг, несомненно, предполагает аудит, корректировку кредитных рисков, мониторинг поведенческих характе ...

Политика качества
Возрастание роли политики качества как направления банковской политики происходило по мере усиления интенсивности банковской конкуренции и возрастания требовательности потребителей банковских услуг. Высокая роль качества обусловлена его н ...

Информационные технологии и кредитный процесс
Одним из критериев оценки конкурентоспособности банка является степень использования им информационных технологий и автоматизации банковских процессов. Банк инвестирует значительные средства в программное обеспечение, компьютерное и телек ...