Кредитная организация – юридическое лицо. Из ч. 1 ст. 1 Закона о банках следует, что кредитная организация является юридическим лицом. Соответственно, у кредитных организаций имеются все пять признаков юридического лица с особенностями, установленными Законом о банках. Однако правовое положение кредитных организаций существенно отличается от других видов юридических лиц. Рассмотрим общие и особенные черты правового статуса кредитных организаций. Организационное единство юридического лица выражается в наличии у него системы существенных социальных взаимосвязей, посредством которых люди объединяются в единое целое, внутренней структурной и функциональной дифференциации; определенной цели образования и функционирования. Организационное единство кредитных организаций отражено в ее учредительных документах, и прежде всего в уставе. Закон о банках устанавливает специальные требования к содержанию устава кредитной организации в виде перечня дополнительных сведений, которые должны включаться в него наряду со сведениями, предусмотренными федеральными законами для уставов юридических лиц соответствующей организационно-правовой формы. Устав кредитной организации должен содержать:
1) фирменное наименование, а также все другие наименования;
2) указание на организационно-правовую форму;
3) сведения об адресе органов управления и обособленных подразделений;
4) перечень осуществляемых банковских операций и сделок в соответствии со ст. 5 Закона о банках;
5) сведения о размере уставного капитала;
6) сведения о системе органов управления, в том числе исполнительных органов, и органов внутреннего контроля, о порядке их образования и об их полномочиях.
Помимо устава кредитная организация может иметь иные учредительные документы, установленные законом для соответствующей организационно-правовой формы. Например, другим учредительным документом кредитной организации, созданной в форме общества с ограниченной ответственностью, является учредительный договор. В практике кредитных организаций нередко возникает проблема, связанная с появлением взаимно противоречивых положений в учредительном договоре и уставе одной и той же кредитной организации. Такая ситуация обычно складывается не из-за небрежности разработчиков учредительных документов, а по другой причине. Учредительный договор подписывают те участники, которые первоначально занимались организационной работой по созданию кредитной организации. Устав же утверждается на общем собрании. Спустя несколько лет может серьезно измениться состав участников кредитной организации, а те из них, которые в свое время подписали учредительный договор, могут ликвидироваться или выйти из состава кредитной организации. Впоследствии может появиться необходимость внесения каких-либо изменений в учредительные документы. В этой ситуации общество без особых сложностей может утвердить новую редакцию устава на общем собрании. Изменения в учредительный договор, как правило, не вносят, поскольку процедура внесения изменений в этот договор нередко вызывает вопросы и сомнения у практических работников.
В соответствии со ст. 11.1 Закона о банках органами управления кредитной организации наряду с общим собранием ее учредителей являются совет директоров, единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган. Текущее руководство деятельностью кредитной организации осуществляется единоличным исполнительным органом и коллегиальным исполнительным органом. На практике единоличный исполнительный орган банка чаще всего носит название «Председатель правления» или «Президент банка», а коллегиальный исполнительный орган – «Правление банка».
Закон о банках устанавливает следующие специальные требования к органам управления кредитной организацией и ее руководящим должностным лицам. Во-первых, единоличный исполнительный орган, его заместители, члены коллегиального исполнительного органа, главный бухгалтер кредитной организации, руководитель ее филиала не вправе занимать должности в других организациях, являющихся кредитными или страховыми организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также в организациях, занимающихся лизинговой деятельностью или являющихся аффилированными лицами по отношению к кредитной организации, в которой работают ее руководитель, главный бухгалтер, руководитель ее филиала. Во-вторых, кандидаты на должности членов совета директоров, руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации должны соответствовать квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и нормативными актами Банка России. Указанные должностные лица должны иметь, во-первых, высшее юридическое или экономическое образование, во-вторых, опыт руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии специального образования – опыт руководства таким подразделением не менее двух лет и, в-третьих, доказательства об отсутствии у них судимости. Такой подход в общих чертах соответствует международным стандартам. Статьей 6 Директивы 2000/12/СЕ Европейского парламента и совета от 20 марта 2000 г. о допуске и об осуществлении деятельности кредитных учреждений предусмотрено, что компетентные власти государства – члена ЕС вправе не выдавать организации разрешение на осуществление банковской деятельности в следующих случаях. Во-первых, если у организации отсутствуют хотя бы два лица, способных эффективным образом руководить ею и определять направления ее деятельности. Во-вторых, если эти лица не обладают достаточными знаниями или необходимым опытом, чтобы осуществлять эти функции.
Другие статьи:
Система взыскания задолженности по кредитам
Сегодня российский рынок розничных банковских услуг переживает колоссальный рост объемов кредитования, что влечет за собой увеличение проблемной задолженности.
По подсчетам Ассоциации региональных банков России, за последние пять лет зад ...
Учет документов, не оплаченных в срок
Списание средств с лицевых счетов бюджетополучателей в бесспорном и безакцептном порядке производится казначейским органом в соответствии с действующим законодательством по решению суда и на основании исполнительных документов при наличии ...
Организация банковского регулирования, надзора и
контроля
Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью коммерческих банков.
Контролирование деятельности банков проводится с целью обеспечения устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непреры ...