Рассмотрев выше понятие Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, его задачи и функции, необходимо остановиться на источниках его формирования, которые в свою очередь и позволяют выполнять фонду возложенные на него функции, исходя из целевой направленности.
Средства Фонда в соответствии с действующим законодательством образуются за счет:
1. обязательных страховых взносов (таблица 1);
2. ассигнований из республиканского бюджета;
3. добровольных пожертвований (в том числе валютных средств) физических и юридических лиц;
4. доходов от капитализации средств Фонда;
5. средств нанимателей, предназначенных на выплату пенсий в соответствии с пунктом "б" части первой статьи 12 Закона Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении";
6. поступлений по обратному требованию (регрессу) к юридическим и физическим лицам, ответственным за причиненный вред, в размере суммы пособий и пенсий, выплаченных в связи с увечьем или иным повреждением здоровья гражданина, а также по случаю потери кормильца;
7. средств от взыскания недоимок, пени, иных финансовых санкций и административных штрафов;
8. других поступлений.
Таблица 1. Размеры обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения.
Плательщики |
Процент отчислений |
Общественные объединения инвалидов и пенсионеров |
4,7 |
Предприятия, объединения, учреждения, полностью принадлежащие таким общественным объединениям на праве собственности, у которых работает не менее 50% инвалидов и пенсионеров от среднесписочной численности работников |
4,7 |
Жилищные, жилищно-строительные, гаражно-строительные кооперативы и садоводческие товарищества, не имеющие доходов от своей деятельности |
5 |
Товарищества собственников, не имеющие доходов от своей деятельности |
5 |
Молодёжные жилые комплексы, коллективы индивидуальных застройщиков, кооперативы по строительству и эксплуатации открытых стоянок или гаражей, не имеющих доходов от своей деятельности |
5 |
Коллегии адвокатов |
5 |
Предприятия с иностранными инвестициями (за иностранных граждан) |
5 |
Наниматели, у которых работает не менее 50% инвалидов от среднесписочной численности работников |
20,4 |
Колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства и другие субъекты хозяйствования, занимающиеся преимущественно производством сельскохозяйственной продукции |
30 |
Другие наниматели (в том числе с иностранными инвестициями – за граждан Республики Беларусь) |
35 |
Индивидуальные предприниматели |
15 |
Члены крестьянских (фермерских) хозяйств |
15 |
Творческие работники |
15 |
Работающие граждане |
1 |
Средний тариф |
35,4 |
Все годы существования Фонда его бюджет был сбалансированным, расходы покрывались доходами без дотационных вливаний со стороны государства. Вместе с тем, обеспечение поступления страховых взносов всегда было и остается серьезной проблемой. Имеет место постоянная просроченная задолженность страхователей перед Фондом, которая сегодня составляет 15% его месячной потребности Фонда. Возможность полного погашения этой задолженности в ближайшее время не просматривается. Более того, практикуется предоставление отсрочки по погашению задолженности, которая, правда, дается лишь при условии уплаты текущих платежей.
Хранящиеся на счетах Фонда денежные средства в соответствии с Законодательством изъятию не подлежат, не облагаются налогами и не могут быть использованы на цели, не относящиеся к социальному страхованию.
На устойчивость финансирования положительно влияет более высокий уровень собираемости страховых взносов по сравнению с налогами. Это обусловлено, главным образом, целевой направленностью этих взносов, а также тем обстоятельством, что за сбор взносов и финансирование пенсий и пособий отвечают одни и те же лица и это обязывает их относиться к сбору взносов с высокой степенью ответственности.
Другие статьи:
Помехи развития
фондового рынка в России
Более интенсивному развитию отечественного фондового рынка мешают как внутренние факторы, так и внешние обстоятельства. В качестве внутренних факторов, тормозящих в настоящее время развитие российского фондового рынка, в первую очередь, с ...
Информационная среда фондового рынка за рубежом
Главным инициатором становления системы раскрытия информации в США стала Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) (далее – Комиссия).
У SEC на все случаи жизни есть стандартные формы. Конечно, некоторые из них имеют мало отношения к отч ...
Завершение финансового года по доходам и расходам федерального бюджета
Процесс исполнения федерального бюджета осуществляется в рамках финансового года. Бюджетным кодексом Российской Федерации установлен срок его завершения - 31 декабря, после чего формируется отчет за год.
Для всех участников бюджетного пр ...