В-третьих, обязанности в данном случае возлагаются на разный круг лиц: на самих субъектов хозяйствования (Указ № 7); на банки (Инструкция № 89). А согласно п. 22 Инструкции № 89 банк при проведении валютных операций не осуществляет контроль выполнения требований валютного законодательства, возложенных непосредственно на клиентов, за исключением случаев, когда такой контроль возложен на банк в соответствии с нормативными правовыми актами Нацбанка.
В-четвертых, нарушения требований двух нормативных актов в части отдельных реквизитов влекут совершенно различные последствия (см. далее). Таким образом, противоречий между Указом № 7 и Инструкций № 89 в данном случае нет.
Пункт 20 Инструкции № 89 детализирует нормы ч. 4 ст. 27 Закона 5 , в которых перечисляются основания отказа клиенту в проведении валютной операции, а именно в случаях:
- непредставления клиентом в банк документов, необходимых банку для осуществления валютного контроля данной операции, либо несоответствия представленных документов (платежных инструкций) требованиям, указанным в приведенной выше таблице отмечены звездочкой (*));
- получения от клиента поручения на перечисление денежных средств со счета, не соответствующего режиму функционирования счета клиента;
- непредставления клиентом в банк платежного поручения об уплате оффшорного сбора при осуществлении валютной операции, требующей уплаты оффшорного сбора;
- внесения клиентом наличной иностранной валюты на счет в банке, если использование наличной иностранной валюты не предусмотрено валютным законодательством.
Заметим, что "отказ клиенту в проведении валютной операции" не тождественен "отказу в визировании паспорта сделки". Что касается последнего, то основания для такого отказа перечислены не в Инструкции № 89, а в подп. 5.1-5.4 Инструкции № 151 (см. далее). Нельзя также его смешивать с другими мерами воздействия, применяемыми банками как агентами валютного контроля: "приостановлением операций по счетам клиентов, по которым не представлена документация о проводимых операциях" (абз. 5 ч. 3 ст. 27 Закона, п. 23 Инструкции № 89) и "уведомлением банками органов КГК о валютных операциях, проведенных с нарушением валютного законодательства" (ч. 5 ст. 27 Закона, п. 24-25 Инструкции № 89).
В частности, такое уведомление представляется при поступлении клиенту денежных средств по валютной операции, проводимой с нарушением валютного законодательства, путем направления формуляра учета поступления денежных средств по валютной операции, проводимой с нарушением законодательства, не позднее следующего рабочего дня после дня установления факта нарушения. При этом сам факт нарушения валютного законодательства должен фиксироваться банком не позднее шестого рабочего дня после дня поступления денежных средств на счет клиента.
Пунктом 25 Инструкции № 89 определен перечень случаев, когда составляется формуляр: 1) необоснованное превышение суммы поступивших денежных средств над суммой, предусмотренной условиями внешнеэкономического договора (кроме случаев ошибочного перечисления денежных средств нерезидентом); 2) несоответствие валюты поступивших денежных средств требованиям валютного законодательства либо условиям внешнеэкономического договора; 3) непредставление в сроки, предусмотренные валютным законодательством, документов по валютным операциям; 4) непредставление разрешения Нацбанка на проведение валютной операции в случаях, установленных валютным законодательством; 5) представление документов по валютной операции, не соответствующих требованиям, касающимся наличия во внешнеэкономическом договоре предмета договора, количества и цены (стоимости), условий расчета, наименований и банковских реквизитов сторон, юридического адреса нерезидента-контрагента; 6) представление документов по валютной операции, оформленных с нарушением сроков, установленных валютным законодательством.
Другие статьи:
Организация финансового контроля за исполнением бюджетов всех уровней
управления
В период перехода к казначейской системе исполнения бюджетов неоднократно предпринимались меры по усилению контроля за использованием средств федерального бюджета. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О мерах по усилен ...
Рынок ценных бумаг как составная часть финансового рынка
Рынок ценных бумаг (РЦБ)- это часть финансового рынка(наряду с рынком ссудного капитала, валютным рынком и рынком золота). На фондовом рынке обращаются специфические финансовые инструменты - ценные бумаги.
Ценные бумаги - это документы у ...
Биржевые товары и основные виды товарных бирж
Их количество и ассортимент постоянно изменяется. Если в
конце ХIХ века в это число входило до 200 товаров, то на се-
годня их число уменьшилось до 60-65, из них около 45 постоянно
обращаются на бирже.
Чем вызван выбор того или иног ...