Во-вторых, ЦБР - это орган государственного управления, обладающий бюджетными полномочиями в области денежно-кредитного регулирования. В продолжение этого установлена независимость ЦБР от иных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Вместе с этим ЦБР подотчетен в своей деятельности Государственной Думе РФ, Председатель ЦБР назначается и освобождается от должности по решению Государственной Думы РФ. Кандидатура на должность Председателя ЦБР представляется Президентом РФ. Кроме того, в рамках денежно-кредитного регулирования ЦБР участвует в разработке экономической политики Правительства РФ, координирует направления своей деятельности с деятельностью Правительства РФ. При рассмотрении ЦБР в качестве органа денежно-кредитного регулирования наиболее ярко проявляется его взаимосвязь с иными органами, обладающими бюджетными полномочиями.
В соответствии с п. 2 ст. 115 БК РФ ЦБР осуществляет некоторые полномочия на стадии исполнения бюджета, а именно обслуживает счета федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. ЦБР реализует данное бюджетное полномочие в рамках организации системы безналичных расчетов.
Согласно п. 3 ст. 115 БК РФ при выпуске в обращение и реализации государственных ценных бумаг функции генерального агента выполняет ЦБР (ст. 119 БК РФ). В случаях, установленных законом, функции генерального агента могут быть переданы кредитным организациям. При этом выполнение ЦБР функций генерального агента по государственным ценным бумагам осуществляется на безвозмездной основе.
Законодатель при определении компетенции ЦБР по регулированию валютных операций движения капитала использовал такой же подход, как и при установлении компетенции Правительства РФ по регулированию валютных операций, перечисленных в ст. 7 ФЗ от 10 декабря 2003 г «О валютном регулировании и валютном контроле».
В ст. 8 ФЗ от 10 декабря 2003 г «О валютном регулировании и валютном контроле» установлен исчерпывающий перечень операций движения капитала, регулирование которых осуществляет ЦБР. Законодатель, предоставил ЦБР право самостоятельно устанавливать требования только об использовании специального счета и требование о резервировании как резидентами, так и нерезидентами.
Другие статьи:
Виды банковских гарантий
В соответствии со ст. 368 ГК в силу банковской гарантии банк или иная кредитная организация (гарант) дает по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями ...
Понятие прибыли и особенности налогообложения доходов коммерческих банков
Для коммерческого банка прибыль является финансовым результатом его деятельности. При этом основным принципом деятельности банка является коммерческий расчет, т.е. доходы должны покрывать все текущие расходы и создавать средства для его р ...
Законодательная база и компетенции органов власти субъектов Российской
Федерации
В результате политических и экономических преобразований в Российской Федерации за годы перестройки и перехода к рынку в бюджетной системе произошли структурные изменения. Главное изменение - децентрализация бюджетной системы, при которой ...