В результате политических и экономических преобразований в Российской Федерации за годы перестройки и перехода к рынку в бюджетной системе произошли структурные изменения. Главное изменение - децентрализация бюджетной системы, при которой финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований были выведены из системы территориальных органов Минфина России. Самостоятельность по составлению проектов бюджетов, исполнению и осуществлению контроля предоставлена территориальным исполнительным органам власти с момента введения в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации с 1 января 2000 г.
Основа бюджетно-нравового статуса государства и составляющих его территорий - право на самостоятельный бюджет, из чего вытекает широкий круг бюджетных полномочий.
На каждом уровне власти бюджетная компетенция имеет свои особенности.
Конституция Российской Федерации устанавливает предметы ведения Российской Федерации в области бюджета и предметы совместного ведения с субъектами Федерации, вне которых субъекты самостоятельны. Обладая всей полнотой государственной власти, они осуществляют собственное правовое регулирование бюджетных отношений, принимая законы и иные нормативно-правовые акты.
Правовой основой компетенции субъектов Федерации, кроме конституционных норм, являются Бюджетный кодекс Российской Федерации, а также законодательство субъектов Федерации. Компетенция субъектов отражает их связи по линии бюджета по всем направлениям с федеральными органами власти, с другими субъектами Федерации, с органами местного самоуправления.
К компетенции Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся:
• установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов субъектов Федерации, их утверждения, исполнения и осуществления контроля за их исполнением, а также утверждения отчетов об исполнении бюджетов этих субъектов;
• составление и рассмотрение проектов бюджетов субъектов Федерации и консолидированных бюджетов этих субъектов, их утверждение и исполнение, контроль за их исполнением, а также утверждение отчетов об исполнении бюджетов субъектов Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
• распределение доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов субъектов Федерации между бюджетом субъекта Федерации и местными бюджетами;
• определение порядка направления в бюджет субъекта Федерации доходов от использования собственности этого субъекта, I доходов от налогов и сборов и иных доходов данного субъекта;
• разграничение полномочии по осуществлению расходов между бюджетом субъекта Федерации и местными бюджетами;
• установление совместно с органами государственной власти порядка и условий предоставления финансовой помощи бюджетам субъектов Федерации;
• определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъекта Федерации местным бюджетам;
• установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов;
• определение перечня и порядка осуществления государственных внутренних заимствований субъектов Федерации;
• осуществление государственных внутренних и внешних заимствований субъекта Федерации и управление государственным долгом этого субъекта.
Органы власти субъектов Федерации самостоятельно осуществляют законодательное регулирование бюджетного устройства и бюджетного процесса на соответствующей территории исходя из условий, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Каждый субъект Российской Федерации имеет самостоятельный бюджет, который обеспечивает денежными средствами деятельность органов власти этого субъекта, выполнение социально-экономических планов и программ по обеспечению жизнедеятельности соответствующего государственного образования и удовлетворению потребностей его жителей.
Бюджетным кодексом Российской Федерации определены функциональные виды расходов, подлежащие финансированию из бюджетов субъектов Федерации. К ним относятся:
• обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Федерации;
• обслуживание и погашение государственного долга субъектов Федерации;
• проведение выборов и референдумов субъектов Федерации;
• обеспечение реализации региональных целевых программ;
• формирование государственной собственности субъектов Федерации;
• осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации;
• содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Федерации;
• обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Федерации;
• оказание финансовой помощи местным бюджетам;
• обеспечение выполнения отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;
Другие статьи:
Осуществление классификации страхования по объектам
страховой защиты
Классификация страхования по объектам страховой защиты является основной и применяется не только в практике заключения договоров страхования, но и в других областях деятельности, включая законодательную и научную.
Объектами страхования я ...
Причины прекращения действия договора страхования
Договор страхования прекращается в следующих случаях, определенных законом:
a. истечения срока действия;
b. исполнения страховщиком обязательств перед страхователем по договору в полном объеме;
c. неуплаты страхователем страховых взнос ...
Информационные технологии и кредитный процесс
Одним из критериев оценки конкурентоспособности банка является степень использования им информационных технологий и автоматизации банковских процессов. Банк инвестирует значительные средства в программное обеспечение, компьютерное и телек ...