Рыночная система, ориентированная более всего наконечного потребителя, оказалась при всех ее недостатках более приспособленной к учету потребностей общества их удовлетворению.
В условиях рыночной экономики для реализации изготовленной продукции используются различные каналы, позволяющие установить хозяйственные связи между изготовителем и потребителем и прежде всего различные формы оптовой торговли. К ним относятся:
торговля, организуемая производителем на основе контактов через собственные оптовые компании производителя;
торговля через независимые оптовые компании;
торговля через частных оптовых посредников;
биржевая торговля;
аукционы;
ярмарки.
На практике каждому виду реализуемой продукции соответствует свой канал сбыта.
От других форм оптовой торговли биржевую торговлю отличают:
1. концентрация в местах производства и потребления товаров, т.е. в крупных промышленных и торговых центрах;
2. ведение торговли по специфическим видам товаров, так называемым биржевым товарам, крупными партиями;
3. проведение торговли в отсутствие товара, а так же не товаром, а контрактами на его поставку в будущем;
4. проведение торговли регулярно; ем самым обеспечивается возможность концентрации спроса и предложения, продавцов и покупателей во времени и пространстве;
5. гласность торгов, т.е. все желающие могут получить исчерпывающую информацию объемах заключенных в процессе торгов сделок и складывающихся ценах;
6. свободное ценообразование, т.е. цены складываются в соответствии со спросом и предложением, имеющей место конкуренцией; они постоянно изменяются, чутко реагируя на изменяющийся конъюнктуру;
7. проведение торговли по преимуществу биржевыми посредниками, которые выступают от имени и в интересах непосредственных производителей и потребителей товаров;
8. отсутствие прямого государственного воздействия на процесс биржевого торга;
9. ведение торгов по единым правилам, исторически сложившимся и законодательно утвержденными.
Организатором биржевой торговли выступает биржа, которую можно рассматривать с трех точек зрения:
1. С организационной. Биржа – это хорошо оборудованное «рыночное место», представляемое в распоряжении профессионалов биржевого торга.
2. С экономической. Биржа – это организованный, регулярно действующий по уставным правилам оптовый рынок, на котором совершается торговля биржевым товаром по ценам, официально установленным на основе спроса и предложения;
3. С правовой. Биржа - это юридическое лицо, т. е. она обладает обособленным имуществом, имеет имущественные и неимущественные права и обязанности, может от своего имени заключать договорные и иные сделки, быть истцом и ответчиком в суде.
В экономически развитых странах роль биржи изменилась. Из организатора торговли она превратилась в финансовую организацию, обслуживающую торговлю.
Другие статьи:
Функции банков
Одной из важных функций коммерческого банка является посредничество в кредите, которое они осуществляют путем перераспределения денежных средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий и денежных доходов част ...
Показатели развития финансового рынка 2007-2008 гг
По объему капитализации российский финансовый рынок находится примерно на 12 месте в мире и у России есть все основании рассчитывать на то, чтобы в 2012 году войти в число 10, а к 2020 году 5 крупнейших по капитализации финансовых рынков ...
Место и роль в мировой торговле
В зависимости от места и роли бирж в мировой торговле, выполняемых фикций и ориентации на рынок их принято делить на международное и национальные.
Международные биржи представляют собой особый вид постоянно действующего оптового рынка, о ...