Наряду с прямыми мерами валютного регулирования — дисконтной и девизной политикой — и мерами непосредственного валютного регулирования на валютный курс значительное влияние оказывают многие другие законодательные нормы. Среди них можно выделить следующие три группы норм.
1. Нормы налогового законодательства:
— налогообложение курсовых разниц;
— форма платежей налогов по валютным операциям;
— налогообложение операций по купле и продаже иностранной валюты
2. Нормы, регламентирующие экономические условия развития:
— законодательная регламентация расчетов в иностранной валюте на территории страны;
— требования к предприятиям, желающим использовать валютный счет и кассу;
— норма обязательной продажи валютной выручки;
— ставка % по валютным кредитам, списываемая на себестоимость;
— регламентация государственных закупок (выбор поставщиков — отечественных или иностранных).
3. Нормы банковского законодательства:
— нормы обязательных резервов и форма их перечисления в Центральный банк. Многие банки практикуют временную реструктуризацию счетов перед определением сумм, перечисляемых в качестве обязательных резервов в Центральный банк, если норма резервов по валютным депозитам ниже, чем по рублевым. Сегодня она единая.
— требования к банкам, желающим производить операции в иностранной валюте. Ужесточение перечисленных требований ведет, с одной стороны, к повышению профессионализма банков, ведущих валютные счета, а с другой
— к изменению стоимости банковских услуг по обслуживанию валютных счетов. При этом проявляются две тенденции: снижение предложения и ограничение конкурентоспособности ведет к росту стоимости банковских услуг, а сосредоточение операций в крупных банках снижает расходы и соответственно стоимость услуг. Это в свою очередь влияет на количество предприятий, желающих иметь валютные счета. Как следствие, изменяется спрос на валютном рынке.
Установление ориентиров роста денежной массы и прямые количественные ограничения: политика таргетирования
Таргетирование, т. е. установление целевых ориентиров прироста денежной массы в обращении, установление высших и низших пределов ее увеличения на определенный период.
По сути таргетирование представляет собой установление прямых ограничений роста объемов денежной массы. Важным моментом, влияющим на эффективность регулирования динамики денежной массы с помощью целевых ориентиров.
Существует прямая связь между установлением ориентиров динамики денежной массы и действенностью других инструментов денежно-кредитного регулирования, используемых Центральным банком. Сопоставление динамики денежной массы с установленными ориентирами позволяет достаточно точно определить период, в течение которого требуется вмешательство регулирующих органов, а своевременность принятия мер повышает их эффективность.
Использование Центральным банком целевых ориентиров динамики денежной массы способствует повышению эффективности и надежности функционирования системы денежного регулирования.
Наряду с экономическими методами, посредством которых центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия. К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничения. Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.
Другие статьи:
Направления проведения финансового анализа банковской деятельности
В проведении финансового анализа банковской деятельности можно выделить четыре основных направления:
Анализ пассивов и активов банка, т.е. анализ источников образования средств банка и направления их расхода;
Анализ доходов и расходов ...
Структура ресурсов банка
С позиций формирования ресурсной базы все финансовые институты делятся на две категории: депозитные и недепозитные институты
.
Депозитные институты:
Коммерческие банки предлагают чековые и сберегательные счета физическим лицам, предприн ...
Анализ эмиссионной деятельности коммерческого банка
Эмиссия ценных бумаг – выпуск в обращение акций, облигаций и других финансовых инструментов, осуществляемый акционерными обществами в процессе их учреждения, а так же при увеличении их уставного капитала или привлечении дополнительных фин ...