Некоторые признаки конкурентоспособности можно найти у самых первых банков средневековья и даже у древних прообразов кредитных институтов, но о реальной банковской конкурентоспособности до второй половины XIX в. говорить не принято. С одной стороны, это обусловлено экономическими причинами: банков было относительно мало. Рынок был не насыщен, и в этих условиях существовала возможность расширения собственного дела без ущемления интересов друг друга.
С другой стороны , неразвитость банковской конкурентоспособности была связана со специфической предпринимательской этикой банкиров. Согласно которой банковское дело воспринималось как нечто принципиально отличное от обычной коммерции, от торговли товарами.
В ХХ в. Европейское банковское дело пережило две глубокие перестройки, отразившиеся и на конкурентоспособности. Перед первой мировой войной основу операций крупных частных банков Западной Европы составляли кредитование промышленности и сделки с ценными бумагами. Мелкие промышленные и сельскохозяйственные предприятия обслуживались в основном в кредитных товариществах. Сберкассы ограничивались исключительно сберегательными операциями использованием привлеченных сбережений для долгосрочного кредитования. Безналичные расчеты еще не получили широкого распространения. Таким образом, у каждой группы кредитных институтов была приоритетная сфера влияния. А вмешательство в чужую сферу встречалось относительно редко.
Эта ситуация в корне изменилась после первой мировой войны в связи с волной рационализации в банковском деле. Вызванной чрезвычайно сильным расширением безналичного оборота. Именно в этот период в западные коммерческие банки пришли вычислительные машины, было внедрено ведение клиентами книг выписок по счетам. Благодаря этому банки охватывали все новые круги клиентуры и их конкурентоспособность повышалась перед другими банками.
Вторая крупная структурная перестройка банковского дела Западной Европы началась в 60-ых годах, когда на роль первостепенного источника ресурсов всех кредитных институтов выдвинулись сберегательные вклады населения. До этого крупные коммерческие банки обслуживали только предприятия и частных лиц с высоким уровнем доходов. Широким же массам населения были доступны по существу только сберкассы. Положение резко изменилось с связи с ростом доходов широких масс населения, достигших положения перспективных банковских клиентов. Этому способствовало и введение безналичной выплаты зарплаты. В этой ситуации больше всех выиграли, конечно же, сберкассы, имевшие наилучшие связи с людьми. Помимо них, однако, свою долю дополнительной клиентуры пожелали получить и крупные банки, которые начали открывать счета населению.
После этого первого шага стало важно превратить миллионы обладателей счетов в настоящих банковских клиентов. Это было достигнуто посредством оказания им помощи в освоении форм безналичных расчётов, но в первую очередь - за счёт расширения ассортимента потребительских кредитов. В дальнейшем в целях привлечения и удержания частных клиентов были внедрены самые разнообразные сберегательные планы. Кроме того, коммерческими банками и банковскими группами начали создаваться инвестиционные компании, которые давали возможность даже при незначительном объёме сбережений вложить их в ценные бумаги. Фактически банки начали впервые всерьёз заниматься маркетингом.
Расширение массовых операций всех кредитных институтов повлекло за собой стирание различий между банковскими группами, универсализацию банковской деятельности, а как следствие - усиление банковской конкурентоспособности.
- Проблема конкурентоспособности российских банков на современном этапе
- Конкурентные преимущества и позиции банка на рынке
- Факторы конкурентоспособности
- Пути повышения конкурентоспособности российских банков
- Маркетинг – как важнейший фактор повышения конкурентоспособности банковской деятельности
- Заключение
Другие статьи:
Банковское обслуживание клиента на дому и на рабочем месте
Самостоятельная форма банковских услуг — предоставление клиентам возможности вести банковские операции с использованием электронной техники с удаленного рабочего места — дома («home-банкинг»), конторы фирмы, автомобиля и т.д. пользователи ...
Ссудный процент. Классификация видов ссудного процента
Одной из значимых составляющих современной экономической практики является ссудный процент. Ссудный процент – экономическая категория, отражающая отношения, складывающиеся между кредитором и заемщиком в процессе движения ссудного капитала ...
Формирование указаний на перечисление средств федерального бюджета
получателям
На основании проверенных и принятых к исполнению сводных реестров на распределение средств между подведомственными учреждениями и организациями, представленных в казначейство распорядителями средств, либо на основании реестров министерств ...