Российский банковский сектор уже прошел достаточно трудный путь со времени своего становления. Главное из того, чего так и не смогли достичь российские банки, — это конкурентоспособность хотя бы на внутреннем «поле», не говоря уже о внешних рынках, в силу многих как объективных, так и специфических, субъективных причин.
К числу объективных причин, безусловно, можно отнести относительно небольшую историю существования коммерческих банков в России. Тут следует заметить, что большинство стран с развивающейся экономикой, начавших свой переход к рынку одновременно или чуть раньше, чем Россия, добилось еще менее весомых успехов в достижении конкурентоспособности своих банков. Страны бывшей Восточной Европы пошли по одному пути — фактической передаче контроля над своим банковским сектором иностранному капиталу. Бывшие страны СССР избрали промежуточные модели — некоторые ограничили приток в свои банки иностранного капитала, но достаточно либерально.
В целом необходимо отметить, что банки многих стран бывшего СССР и интересовали иностранных инвесторов в гораздо меньшей степени, чем банки стран Восточной Европы. Страны Восточной Европы, во-первых, расположены ближе к ЕС; во-вторых, имели и имеют с ним более тесные экономические, культурные, языковые связи; в-третьих, у них был более высокий начальный уровень развития экономики и они раньше начали переход к рыночным отношениям.
Этим также объясняется более низкий уровень присутствия иностранных инвестиций в банковских секторах многих стран бывшего СССР, в том числе и в России.
Хотя при явной неконкурентоспособности на международном рынке некоторым странам, например Казахстану, удалось построить относительно стабильную, эффективную банковскую систему с банками, конкурентоспособными как внутри страны, так и в своем регионе.
Банки других развивающихся стран, начавших свой переход к рынку несколько ранее, таких, как Бразилия, Аргентина, Турция, Малайзия и т.д., также несильно превосходят в плане конкурентоспособности на мировом рынке российские банки. Они также испытывают серьезную конкуренцию на внутреннем рынке со стороны американских и западноевропейских банков и также на данном этапе проводят неубедительную экспансию на внешних рынках.
Однако за этими объективными факторами следует множество субъективных, которые мешают российским банкам, прежде всего частным, достичь высокого уровня хотя бы региональной конкурентоспособности (под регионом имеется в виду территория бывшего СССР). Коснемся основных причин, послуживших истоками неконкурентоспособности российских банков.
Банк России проводил политику недопущения на российский банковский рынок иностранного капитала. Действовал фактический запрет на открытие филиалов кредитных организаций-нерезидентов, одно время вводилась жесткая квота (12%) на участие нерезидентов в капитале российского банковского сектора, было закреплено неравноправие россиян и иностранцев в покупке банковских акций и по ряду других параметров.
Этим был во многом обеспечен особый путь России по сравнению со странами Восточной Европы. Другими, не менее важными факторами стали инвестиционная непривлекательность российского финансового рынка и общий упадок экономики в сочетании с нестабильной политической системой в 1990-х гг Все это вместе обеспечило России инвестиционную непривлекательность ее финансового сектора в глазах иностранцев.
Россия избежала перехода контроля национального банковского сектора к зарубежному капиталу, однако и не смогла быстро создать собственные конкурентоспособные банки, прежде всего частные.
В основном это стало следствием все той же политики Банка России, которая не позволила получить нерезидентам контроль над российским банковским сектором. Потому что, оградив российские банки от конкуренции на внутреннем рынке с эффективными, крупными международными банковскими группами, Банк России дестимулировал их становиться такими же. Варясь долгое время «в собственном соку», даже частные банки России, не говоря уже о государственных, получили уверенность, что независимо от степени их эффективности, качества риск - менеджмента и рискованности операций, качества обслуживания клиентов, разнообразия проводимых операций и квалифицированности управленцев и сотрудников, они будут получать свой доход на внутреннем рынке и «иметь» своего клиента.
Другие статьи:
Продукты инновации
Трастовые услуги.
Трастовые услуги – это операции, связанные с доверительными управлением имуществом, которые можно отнести к агентской деятельности, осуществляемой за комиссионные вознаграждения. Траст представляет собой основание на до ...
Сущность, необходимость и методы
расчёта фондовых индексов
Для того чтобы количественно определить состояние фондового рынка отдельно взятой страны были введены специальные показатели – фондовые индексы. На каждой фондовой площадке используются свои фондовые индексы, которые характеризуют состоян ...
Характеристика рынка ценных бумаг как элемента финансового рынка
Развитие экономики любого государства обязательно требует, чтобы были обеспечены возможности мобилизации, распределения и перераспределения финансовых ресурсов, капиталов, часто в крупных и очень крупных объемах. В условиях плановой эконо ...