Управление финансами – неотъемлемая часть общей системы управления предприятием, связанная с выработкой и принятием финансовых и инвестиционных решений на основе использования соответствующих концепций, правил и методов.
Считается, что целью деятельности предприятия и финансового управления является получение прибыли. Однако это не совсем так. Предприятие может быть доходным, но финансово неустойчивым. Менеджеры должны постоянно поддерживать платежеспособность предприятия, т.е. его способность рассчитываться по всем обязательствам. В числе последних наиболее сложным видом являются обязательства перед собственниками предприятия, его акционерами, вложившими свои средства в акции предприятия, сформировав тем самым его капитал. Поэтому важно обеспечить рост благосостояния акционеров, которое выражается в неуклонном увеличении капитала предприятия, в росте цены его акций, значит, в росте его стоимости в целом.
Можно предположить наличие разных целей управления финансами в зависимости от стадии жизненного цикла предприятия, его производственно-технических возможностей, уровня конкурентоспособности производимой им продукции, организационно-правовой формы и других факторов. Тем не менее, основной целью управления финансами предприятий является удовлетворение интересов собственников в форме повышения их благосостояния путем увеличения стоимости фирмы через механизм формирования и эффективного использования прибыли. Эта цель получила наибольшее признание в теории финансового менеджмента и доказала свою жизнеспособность практическими успехами в развитии корпоративного бизнеса разных стран.
В условиях слабой распыленности капитала и существования прямых финансовых зависимостей между контрагентами на первое место выдвигаются проблемы обеспечения требуемой доходности на вложенный капитал, выход на новые рынки и т.д.
В настоящее время юридически и экономически самостоятельные предприятия действуют в условиях нестабильности и неопределенности и должны приспосабливаться к быстро меняющимся условиям внешней среды, оперативно определяя собственную стратегию управления финансами. Количество стратегических целей и их формулирование зависят от специфики деятельности конкретного предприятия. Тем не менее система стратегических целей, достижение которых служит признаком успешного управления финансами предприятия, может включать в себя:
- избежание банкротства и крупных финансовых неудач;
- рост объемов производства и реализации;
- лидерство в борьбе с конкурентами;
- максимизация цены компании.
Все эти цели связаны между собой, дополняют друг друга, но организации должны контролировать весь их комплекс. Максимизация цены компании как наиболее обоснованный критерий эффективного управления ее финансами применим, когда на рынке капитала нет никаких ограничений и какой-либо дискриминации в установлении цен на ценные бумаги.
Реализация стратегических целей предполагает решение финансовым менеджментом организации следующих основных задач:
Другие статьи:
Антиинфляционная политика Банка России (2008-2010 г)
В соответствие со среднесрочной стратегией социально-экономического развития страны Правительство Российской Федерации устанавливает цель по уровню инфляции на трёхлетний период. Главной целью денежно-кредитной политики в предстоящие 3 го ...
Ценные бумаги кредитных организаций, государственные и муниципальные ценные бумаги
Депозитный и сберегательный сертификат – письменное свидетельство банка о вкладе денежных средств, удостоверяющее право вкладчика или его правопреемника на получение по истечении установленного срока суммы вклада и процентов по нему.
Деп ...
Цена и жизненный цикл страхового продукта
В настоящее время состояние страхового рынка характеризуется все большим ужесточением конкуренции. Это касается в первую очередь таких массовых видов страхования, как страхование грузов, недвижимости и иного имущественного страхования, а ...