Эту форма регулирования рынка ценных бумаг является вспомогательной по отношению к государственно-правовому регулированию, осуществляется на основании норм, установленных государством, в лице саморегулируемых организаций.
Саморегулируемая организация - это добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, которое не имеет целью получение прибыли, образовано с целью защиты интересов своих членов, интересов собственников ценных бумаг и других участников рынка ценных бумаг и зарегистрировано Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку [2].
Однако, не смотря на добровольность этой организации, было установлено, что каждый профессиональный участник рынка обязательно должен быть участником одной из саморегулируемых организаций.
На начальном этапе саморегулируемые организации занимаются в основном проблемами образования, организацией обмена опытом, предоставлением консультаций государственным и частным структурам и лоббированием в них интересов своих участников. Все решения этих организаций носят рекомендательный характер, однако, их значение часто выходит за внутренние рамки этих организаций.
Контроль за саморегулируемыми организациями осуществляют соответствующий государственный орган.
На следующем этапе развития СРО решения их органов управления часто становятся обязательными для всех членов организации. В этом могут быть заинтересованы все участники рынка ценных бумаг,
т.к. такая система способствует внедрению мирового опыта деятельности на рынке, цивилизованным отношениям между всеми субъектами рынка.
В октябре 1997 г. организации ПАРД, ПФТС и УАИБ получили первые временные свидетельства на осуществление деятельности в качестве СРО. Всего по состоянию на начало 2000 года на фондовом рынке Украины статус СРО имеют десять таких организаций: ПАРД, ПФТС, УАИБ, Николаевская ТИС, КМФБ, УФБ, УМВБ и другие. Стоит задача на добровольной основе сократить их количество [7].
Обязанность выполнения предписаний СРО строится на соглашении с членом организации, подкрепленным требованиями законодательства. Санкции, применяемые СРО, часто не менее строгие и действенные, чем санкции государственных органов. Например, бойкот со стороны участников рынка в отношении фирмы, исключенной из СРО, ведет, как правило, к лишению лицензии и к ликвидации фирмы. В Украине ведется активная работа по становлению соответствующих саморегулируемых организаций (УАИБ ПФТС, ПАРД), однако их функции очень ограничены. Существует мнение руководителей Комиссии, что СРО не очень удачная структура в процессе регулирования рынка ценных бумаг и для новых рынков она может выполнять только ограниченные функции.
Другие статьи:
Типы инвесторов, работающих на российском фондовом рынке
В процессе развития отечественного фондового рынка сформировались несколько групп инвесторов, ориентированных на вложения в обращающиеся на нем инструменты.
Коллективные инвестиции
. Формирование такой институциональной формы инвестирова ...
Индексные фонды, реальные индексы, индексные акции
Обширная статистика, собранная за время существования индексов, свидетельствовала, что индексы обладают не только большей устойчивостью, но и что динамика их роста зачастую гораздо лучше, чем у отдельно взятой акции.
Инвесторы, глядя н ...
Передача указаний отделениям и управлениям Федерального казначейства
других регионов
Для передачи файлов с реестрами и платежными поручениями в ОФК и УФК других регионов в установленном порядке по системе электронной почты проводится кодирование файлов, содержащих реестры (текстовый файл и макет реестра) и платежные поруч ...