В результате кризиса августа 1998 банковской системой был утрачен такой инструмент регулирования ликвидности как ГКО-ОФЗ. В этих условиях Банк России направил свою деятельность на содействие Министерству финансов РФ в восстановлении рынка государственных ценных бумаг.
Банку России предоставлены широкие полномочия в области регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций, при этом он руководствуется цепью поддержания стабильности банковской системы и защиты интересов вкладчиков и кредиторов. Банк выдает и отзывает лицензии на ведение банковской деятельности, назначает временные администрации в так называемые «проблемные» банки, устанавливает обязательный для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской и статистической отчетности. В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций, а также сложившейся мировой практики и требований международных надзорных органов Банк вправе устанавливать им обязательные нормативы, контролировать их выполнение, проводить инспекционные проверки деятельности банков на местах, а также применять к банкам санкции, вплоть до отзыва лицензии.
Целям укрепления российской банковской системы, внутреннего валютного рынка, а также расширения взаимовыгодных связей с мировым финансовым рынком служат разрешенное законом участие Банка России в капиталах ОАО Сбербанк России, ОАО Внешторгбанк, ОАО Московская межбанковская валютная биржа, Некоммерческое партнерство, «Национальный депозитарный центр», росзагранбанков Московского народного банка (Лондон), Ост-Вест Хандельсбанка (Франкфурт-на-Майне), Коммерческого банка для Северной Европы - Евробанка (Париж), Донау-банка (Вена), Ист-Вест Юнайтед банка (Люксембург).
В период после острого финансово-банковского кризиса (авг. 1998) Банком была развернута разносторонняя работа по восстановлению и оздоровлению банковской системы страны. В соответствии с федеральными законами «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (1998 с изм. 2001) и «О реструктуризации кредитных организаций» (1999) он совместно с Правительством РФ и Агентством по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) определяет приоритетные направления реструктуризации, согласовывает круг кредитных организаций, в отношении которых проводятся мероприятия по их реструктуризации; участвует в работе руководящего органа АРКО (в составе Совета директоров 5 из 13 членов являются представителями Банка России); информирует АРКО о состоянии банковской системы и кредитных организаций; содействует в разработке и внедрении индивидуального порядка надзора за реструктурируемыми кредитными организациями; направляет в АРКО предложения о переходе кредитной организаций под его управление (предложение должно приниматься Советом директоров Банка России).
Являясь основным органом валютного регулирования и одним из органов валютного контроля, Банк России создает и совершенствует нормативно-правовую базу в этой области, осуществляя меры по обеспечению сбалансированности спроса и предложения на внутреннем валютном рынке (репатриация в страну экспортной валютной выручки и уменьшение авансовых платежей по импорту; лицензирование валютных операций, связанных с движением капитала, контроль за соблюдением уполномоченными банками валютного законодательства и выполнением ими функций агентов валютного контроля за валютными операциями своих клиентов и так далее). Закон наделил Банк России статусом органа, координирующего, регулирующего и лицензирующего организацию расчетных, в том числе клиринговых систем в Российской Федерации. Ведущее значение в этой сфере принадлежит расчетной сети Банка, через которую в 2000 проведено 67,7 проц. общего объема платежей. Причинами широкого использования этой сети участниками расчетных отношений являются ее надежное функционирование, практически повсеместное применение электронных расчетов, сокращение сроков совершения платежей.
В интересах наиболее полного учета интересов Российской Федерации в отношениях с внешним миром Банк России взаимодействует с международными финансово-экономическими организациями, зарубежными странами и их центральными банками. Так, банк имеет разносторонние отношения с Международным валютным фондом (МВФ); Международным банком реконструкции и развития (МБРР); является акционером Банка международных расчетов (БМР). Центральный Банк проводит работу по расширению сотрудничества с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), Международным банком экономического сотрудничества (МБЭС) и Международным инвестиционным банком (МИБ), рядом региональных банков развития; налаживает связи с другими международными организациями - Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Всемирной торговой организацией (ВТО); участвует в переговорах и встречах, проводимых в рамках «Группы -20» и «Груп-пы-7», «Комитета сотрудничества Россия - ЕЭС».
Другие статьи:
Пути совершенствования сферы корпоративного кредитования
Одной из наиболее важных проблем ускоренного развития экономики России является задача организации конструктивного взаимодействия реального и банковского секторов экономики [30, с. 60].
Проанализировав основные тенденции развития корпора ...
Меры по совершенствованию регулирования и развития рынка ценных бумаг
Задача развития рынка ценных бумаг всегда стояла в центре внимания Правительства Российской Федерации, как одна из приоритетных в комплексе мер государственной экономической политики. С 2006 года развитие рынка ценных бумаг и деятельность ...
Залоговое право в романо-германской и англосаксонской
традиции
Термин «ипотека» впервые появился в Греции в начале VI в. до н.э (его ввел архонт Солон) и был связан с обеспечением ответственности должника перед кредитором определенными земельными владениями (первоначально в Афинах залоговым обеспечен ...