Компания American Express, основанная в 1850 г., на начальном этапе своей деятельности становится известной как надежная курьерская служба, занимающаяся транспортировкой наличных средств между частными лицами, компаниями и банками. Этот бизнес приносит компании солидный доход. И возможно, мировое финансовое сообщество недосчиталось бы одного из крупнейших эмитентов дорожных чеков, а впоследствии и пластиковых карт, если бы в 1864 г. Государственному почтовому департаменту США не пришла идея учредить Почтовую службу денежных переводов. Тем самым государство фактически берет под свой контроль рынок переводов.
Однако American Express смогла не только выжить, но и составить серьезную конкуренцию государственной службе. В 1882 г. по заданию компании некий Марселлус Флеминг Берри (Marsellus Fleming Berry) разрабатывает новый бланк почтового перевода - American Express Money Order (к слову, внешне он был очень похож на известный старшему поколению россиян аккредитив Сбербанка СССР). Новый бланк обладал более высокой степенью защиты от подделок - номинал перевода печатался на бланках, и его нельзя было изменить. На бланках государственной почтовой службы денежных переводов сумма проставлялась вручную, что оставляло лазейку для различного рода подделок.
Новый платежный инструмент, получивший название Express Money Order и гарантированный к оплате компанией American Express, сразу завоевывает популярность не только в Штатах, но и в Европе. Именно от даты этого события специалисты и начинают отсчет истории современных дорожных чеков, несмотря на то, что сам дорожный чек появляется несколькими годами позже.
В начале 90-х годов XIX в. руководство American Express принимает решение о расширении сети представительств в Европе. Новое направление развития компании даже не приходится определять - специальный платежный инструмент давно требовался путешественникам и бизнесменам. У любителей путешествовать в те времена выбор платежного средства практически отсутствовал. Они были вынуждены возить с собой большие суммы наличными, которые очень невыгодно обменивать на местные валюты из-за большой курсовой разницы. Или же пользоваться долговыми обязательствами, которые европейские банки принимали с большой неохотой.
Руководство American Express с самого начала осознавало, что платежный продукт для американских путешественников должен быть эквивалентен наличным долларам, легко конвертироваться в другую валюту, а также гарантировать возмещение средств в случае его утери или кражи. Именно такой продукт разрабатывает в 1891 г. тот же Марселлус Берри и называет "дорожным чеком" (Travelers Cheque). Создатель дорожного чека реализует весьма оригинальное решение - подлинность чека определяется путем сравнения двух подписей. Первая проставляется на чеке в момент его покупки путешественником в банке и указывает на принадлежность покупателю суммы денег, равной номиналу чека. Вторая подпись ставится владельцем чека в момент предъявления его к оплате. Совпадение двух подписей свидетельствует о том, что предъявитель чека и его покупатель - одно и то же лицо, и является гарантией принятия чека к оплате.
Чтобы обеспечить прием чеков по всему миру, American Express заключает соответствующие договоры с крупнейшими банками Credit Lyonnais, The National Provincial Bank in England, The Banking House of Glyn Mills, компанией The Tourist Enterprise of Hickie Bowan, отелями и туристическими агентствами в США и большинстве стран Европы.5 августа 1891 г. первый дорожный чек обменивается на наличные. Деньги по нему получает президент American Express Вильям Фарго (William Fargo).
В том же 1891 г. American Express удается продать всего 248 чеков на сумму 9120 долл. Но уже к концу XIX в. объем их продажи доходит до 6 млн долл. в год, а в 1909 г. компания осуществляет продажи на сумму 23 млн долл.
Престиж компании значительно укрепляет тот факт, что в день начала Первой мировой войны, 3 августа 1914 г., American Express оплачивает все дорожные чеки, которые практически одновременно предъявляют к оплате в ее европейских представительствах около 150 тыс. американских туристов. Статус нейтральной компании, полученный American Express в том же 1914 г., позволяет ей работать в Европе, несмотря на военные действия. Престиж компании возрастает настолько, что владельцы французских отелей и магазинов в те времена отдают предпочтение дорожным чекам American Express, а не бумажным франкам.
Другие статьи:
Кризис США в сфере страхования
Кризис экономики и финансов скачет по планете то быстрее, то медленней, переходя из страны в страну, из региона в регион, принимая то одну форму, то другую. Сейчас его уже признают мировым, хотя официальные власти и экономические эксперты ...
Рекомендации выхода российской биржи из кризиса
Первые признаки восстановления рынка капиталов, проявившиеся в улучшении ситуации с размещением корпоративных облигаций, позволили ММВБ вернуться ко многим проектам, которые мы вынуждены были положить на полку в конце прошлого года. Остан ...
Ипотечное кредитование в условиях современной России
Рынок жилья включает в себя два существенно отличающихся элемента - жилой фонд и жилищные услуги. Первый из них (дома, квартиры) уникален в плане разнообразия, иммобильности и высокой стоимости[57]. Второй относится к текущему функциониро ...