Для оценки значения процессов, происходящих ныне в банковской системе страны, целесообразно совершить небольшой экскурс в прошлое России, а именно в 1980 – 90-е годы.
К середине 1980-гг. финансово-кредитная система СССР включала Госбанк СССР, Стройбанк СССР, Внешторгбанк СССР и систему сберегательных касс. В ходе перестройки в1987 ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли пакет постановлений о развитии отдельных отраслей государственной экономики, в т.ч. постановление «О совершенствовании системы банков в стране и усилении их воздействия на повышение эффективности экономики». В соответствии с этим постановлением в стране были созданы Промстройбанк, Жилсоцбанк, Агропромбанк, Сбербанк при сохранении Внешторгбанка (после 1988— Внешэкономбанк СССР) и ведущей роли Госбанка СССР.
Выделение из системы Госбанка СССР специализированных банков не несло в себе главного отличительного признака рыночных реформ — приватизации и скорее являлось не совсем удачной попыткой адаптации планово-распределительной системы к новым реалиям, поиском альтернативных путей развития. Реформа банковской системы осуществлялась административным путём, и предприятия, обслуживавшиеся в банках по признакам принадлежности к тому или иному сектору экономики, перераспределялись между вновь образуемыми банковскими структурами без их согласия. В дальнейших преобразованиях банковской системы важную роль сыграли принятые в 1990 законы «О Государственном банке СССР», «О Центральном банке РСФСР» и «О банках и банковской деятельности», определившие основные параметры функционирования банковской системы. Закон «О банках и банковской деятельности» предусматривал порядок учреждения коммерческих банков, регулирования и контроля их деятельности, который возлагался на Госбанк СССР и банки союзных республик. Предусматривалось изменение системы управления путём усиления роли союзных республик в выработке единой денежно-кредитной политики, а также преобразование Промстройбанка СССР, Агропромбанка СССР и Жилсоцбанка СССР в акционерные банки. Именно в 1988—90 г.г. был заложен фундамент существующей ныне российской банковской системы. В это время начали функционировать первые кооперативные банки, были приняты основы действующего банковского права, проведена коммерциализация сети филиалов Жилсоцбанка, Агропромбанка, Промстройбанка.
К кон. 1989 в стране функционировало св. 100 коммерческих кредитных учреждений, созданных при активном участии как государственных структур, так и нарождавшегося частного капитала. Эти банки были образованы на основании вступившего в силу в 1988 закона «О кооперации в СССР». Однако в 1990 характер образования новых банков существенно изменился, и создание кредитных учреждений стало происходить в основном за счёт реорганизации сети государственных специализированных банков. Из всех банков, образованных в 1990, 73 процента было создано на базе бывших контор специализированных банков. Смена юридической формы поначалу не сказалась принципиально на характере работы этих учреждений, фактически этот «бум» носил скорее формально-юридический, чем экономический характер. руководство данных организаций осталось в большинстве своём прежним, не изменилась клиентская база, сохранились долги. Бывшие специализированные банки несли груз кредитов предприятиям, выданных в условиях планового распределения. Поэтому они были привязаны к старой клиентуре, оказавшейся одной из главных жертв либерализации, не только личными, но и финансовыми связями, и не могли активно участвовать в операциях по кредитованию частного сектора /8/.
В дальнейшем характер развития банковской системы несколько изменился. Противостояние союзных и республиканских структур, а также Госбанка СССР и спецбанков побудило к созданию ведомственно-отраслевых банков на акционерной, паевой и коммерческой основе, учредителями которых зачастую выступали бывшие союзные министерства. Большинство банков, созданных в этот период, являлись региональными, что в значительной степени повторяло конфигурацию сети специализированных банков, распределённых по территории страны в соответствии со структурой реального сектора. Вплоть до 1991 либерализация доступа на финансовый рынок в значительной степени являлась результатом конкуренции Центрального банка РСФСР и Госбанка СССР за юрисдикцию над коммерческими банками.
Регистрация банков проводилась Госбанком СССР, а позднее Центральным банком РСФСР непосредственно в Москве. К моменту регистрации вновь образуемые банки должны были иметь 50 процентов объявленного уставного капитала (5 млн. руб. для коммерческих банков, действующих в виде обществ с ограниченной ответственностью, и 25 млн. руб. для акционерных обществ закрытого типа), укреплённое помещение, оснащённое оргтехникой и кассовыми машинами, и персонал, имеющий опыт работы в банковской сфере. Решение о выдаче лицензии подписывалось на уровне председателя Центрального банка РСФСР или одного из его первых заместителей. Тем не менее, к сер. 1991 в СССР уже существовало около 1000 коммерческих банков, которые были востребованы вновь образованными в результате либерализации экономики частными предприятиями, стремившимися выйти из-под государственной опеки, различными коммерческими структурами, которые возникали вокруг теряющих своё административное влияние министерств и ведомств.
Другие статьи:
Становление банковской системы в переходный период
Для оценки значения процессов, происходящих ныне в банковской системе страны, целесообразно совершить небольшой экскурс в прошлое России, а именно в 1980 – 90-е годы.
К середине 1980-гг. финансово-кредитная система СССР включала Госбан ...
Активные операции банков
Роль банков в современной экономике сложно переоценить, ибо именно они определяют направления и интенсивность денежных потоков, насквозь пронизывающих хозяйственную деятельность. Функционирование банка как самостоятельного бизнес – субъек ...
Сущность, функции и роль коммерческих
банков
Одной из важных функций коммерческого банка является посредничество в кредите, которое они осуществляют путем перераспределения денежных средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий и денежных доходов част ...