Взаимодействие коммерческих банков с экономическими субъектами

Банковское дело » Коммерческие банки в экономике России: состояние и перспективы » Взаимодействие коммерческих банков с экономическими субъектами

Страница 1

В экономической литературе суще­ствует широкое и узкое толкование банковского рынка. Банковский рынок в широком смысле слова - это любой ры­нок с участием банков. Следовательно, этот подход приводит к отождествлению банковского рынка и рынка в целом, так как трудно найти рынок, на котором бан­ки не представлены тем или иным обра­зом. Узкое толкование банковского рын­ка предполагает его определение как со­вокупности рынков сбыта банковских ус­луг. Основными критериями для структу­рирования банковского рынка выступают объект купли-продажи (товар); субъекты банковского рынка; целевые группы по­требителей; пространственный признак.

Итак, для того чтобы рассмотреть взаимодействие коммерческих банков с экономическими субъектами необходимо определить особенности конкурентного взаимодействия на рынке банковских услуг.

Специфика конкурентных отношений на рынке банковских услуг связана, прежде всего, с тем, что банки как субъекты конкурентных отношений имеют ряд особенностей.

Во-первых, банк является предприя­тием сферы услуг и посреднической орга­низацией. Основным объектом посредни­чества выступает особый товар – временное право пользования дополнительными денежными средствами, ценой которого является процент.

Во-вторых, коммерческие банки явля­ются элементами системы государственно­го управления. Выполняя определенные общественные функции, имеющие важное значение для экономической системы страны, банки практически во всех стра­нах подвержены большему регулированию и контролю со стороны государства, чем другие коммерческие институты, и менее свободны в своей рыночной деятельности.

В-третьих, банки являются многопро­фильными многоотраслевыми предприятиями, осуществляющими деятельность на многих рынках: на финансовом рын­ке, на рынке банковских услуг, на рынке труда, на рынке оборудования, на инфор­мационном, рекламном и многих других рынках.

В-четвертых, банки осуществляют прибыльную деятельность не только пу­тем продажи своих продуктов (оказания услуг клиентам), но и совершая операции на финансовых рынках от своего имени и за свой счет.

Наконец, в-пятых, банки по роду сво­ей деятельности вступают в конкуренцию не только с другими банками, но и со мно­гими другими группами рыночных субъектов. Рассмотренные особенности банка позволяют говорить о множествен­ной, или плюралистической, природе банка, ведь банк - это и финансовая орга­низация, и сервисное предприятие, и торгово-посредническое предприятие, и орган управления, и коммерческий ин­ститут, и оператор финансового рынка /15/.

Рассмотрим взаимодействие коммерческих банков с экономическими субъектами на примере страховых компаний.

Взаимодействие банковского и страхового секторов в условиях сегодняшней российской действительно­сти представляет собой интереснейший феномен. С одной стороны, и банки, и страховые компании яв­ляются финансовыми институтами (финансовыми посредниками) и, следовательно:

- имеют общие целевые группы потребителей услуг (например, население, делающее выбор между на­копительными (процентными) страховыми полиса­ми и банковскими вкладами (либо покупкой бан­ковских ценных бумаг);

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Основные понятия, цели, задачи, значение финансового анализа банковской деятельности
Анализ с давних времен является одним из методов познания. Происходит это слово от греческого - «Analysis», что при переводе означает – разложение, расчленение. В этом переводе и отражается вся суть понятия «Анализ». Любой из современных ...

Страхование интересов, связанных с возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физического лица
Несмотря на некоторую некорректность формулировок, именно к этому виду страхования относится страхование вкладов в кредитных организациях - Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банк ...

Метод прямой капитализации
Данный метод разработан и используется специалистами Российского общества оценщиков (РОО). Для описания метода воспользуемся аргументами, используемыми оценщиками РОО: X - стоимость собственности; q - чистый операционный доход; pt - у ...