В экономической литературе существует широкое и узкое толкование банковского рынка. Банковский рынок в широком смысле слова - это любой рынок с участием банков. Следовательно, этот подход приводит к отождествлению банковского рынка и рынка в целом, так как трудно найти рынок, на котором банки не представлены тем или иным образом. Узкое толкование банковского рынка предполагает его определение как совокупности рынков сбыта банковских услуг. Основными критериями для структурирования банковского рынка выступают объект купли-продажи (товар); субъекты банковского рынка; целевые группы потребителей; пространственный признак.
Итак, для того чтобы рассмотреть взаимодействие коммерческих банков с экономическими субъектами необходимо определить особенности конкурентного взаимодействия на рынке банковских услуг.
Специфика конкурентных отношений на рынке банковских услуг связана, прежде всего, с тем, что банки как субъекты конкурентных отношений имеют ряд особенностей.
Во-первых, банк является предприятием сферы услуг и посреднической организацией. Основным объектом посредничества выступает особый товар – временное право пользования дополнительными денежными средствами, ценой которого является процент.
Во-вторых, коммерческие банки являются элементами системы государственного управления. Выполняя определенные общественные функции, имеющие важное значение для экономической системы страны, банки практически во всех странах подвержены большему регулированию и контролю со стороны государства, чем другие коммерческие институты, и менее свободны в своей рыночной деятельности.
В-третьих, банки являются многопрофильными многоотраслевыми предприятиями, осуществляющими деятельность на многих рынках: на финансовом рынке, на рынке банковских услуг, на рынке труда, на рынке оборудования, на информационном, рекламном и многих других рынках.
В-четвертых, банки осуществляют прибыльную деятельность не только путем продажи своих продуктов (оказания услуг клиентам), но и совершая операции на финансовых рынках от своего имени и за свой счет.
Наконец, в-пятых, банки по роду своей деятельности вступают в конкуренцию не только с другими банками, но и со многими другими группами рыночных субъектов. Рассмотренные особенности банка позволяют говорить о множественной, или плюралистической, природе банка, ведь банк - это и финансовая организация, и сервисное предприятие, и торгово-посредническое предприятие, и орган управления, и коммерческий институт, и оператор финансового рынка /15/.
Рассмотрим взаимодействие коммерческих банков с экономическими субъектами на примере страховых компаний.
Взаимодействие банковского и страхового секторов в условиях сегодняшней российской действительности представляет собой интереснейший феномен. С одной стороны, и банки, и страховые компании являются финансовыми институтами (финансовыми посредниками) и, следовательно:
- имеют общие целевые группы потребителей услуг (например, население, делающее выбор между накопительными (процентными) страховыми полисами и банковскими вкладами (либо покупкой банковских ценных бумаг);
Другие статьи:
Основные понятия, цели, задачи, значение финансового анализа банковской
деятельности
Анализ с давних времен является одним из методов познания. Происходит это слово от греческого - «Analysis», что при переводе означает – разложение, расчленение. В этом переводе и отражается вся суть понятия «Анализ». Любой из современных ...
Страхование интересов, связанных с возмещением
страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физического лица
Несмотря на некоторую некорректность формулировок, именно к этому виду страхования относится страхование вкладов в кредитных организациях - Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банк ...
Метод прямой капитализации
Данный метод разработан и используется специалистами Российского общества оценщиков (РОО).
Для описания метода воспользуемся аргументами, используемыми оценщиками РОО:
X - стоимость собственности;
q - чистый операционный доход;
pt - у ...