Взаимодействие коммерческих банков с экономическими субъектами

Банковское дело » Коммерческие банки в экономике России: состояние и перспективы » Взаимодействие коммерческих банков с экономическими субъектами

Страница 2

- имеют общий рынок размещения свободных средств (активные операции банков и размещение страховых резервов страховыми компаниями).

В этом контексте банки и страховые организации являются конкурирующими институтами, причем конкуренция банковского и страхового секторов на рынке привлечения (борьба за вкладчика) и на рын­ке размещения характерна не только для России, но и для промышленно развитых стран Запада. Так, в Великобритании более половины объема сделок на рынке ценных бумаг приходится на страховые ком­пании и негосударственные пенсионные фонды.

Что касается конкуренции на рынке размеще­ния финансовых ресурсов с учетом роста сделок реального страхования, пред­полагающих долгосрочное размещение средств и повышение доли инвестиционного дохода в финан­совых результатах страховщиков, наблюдается так­же, пусть и не очень масштабная, но вполне отчет­ливая тенденция конкуренции крупных банков и страховых компаний на рынке привлечения. Так, полисы накопительного личного страхования явля­ются конкурирующим финансовым инструментом по отношению к срочным вкладам, векселям и об­лигациям коммерческих банков.

Таким образом, если коммерческие банки и стра­ховые компании являются конкурентами одновре­менно и на рынке привлечения капитала, и на рынке размещения, то, казалось бы, взаимодействие между ними невозможно, за исключением форм, попадаю­щих под антимонопольное законодательство (кар­тельные соглашения и пр.). Заметим, однако, что банки и страховые организации хотя и являются фи­нансовыми институтами, но различными финансо­выми институтами, по определению занимающимися различными видами хозяйственной деятельности. Иначе говоря, целевые рынки банковского и страхо­вого секторов хотя и пересекаются по определенным сегментам (целевым группам потребителей услуг, от­дельным видам размещения), но в общем являются разными. Макроэкономическая логика такова, что, одновременно с конфликтными, банки и страховые компании имеют общие интересы. Как мы покажем далее, взаимодействие коммерческих банков и стра­ховых компаний в бизнесе обычно фокусируется на трех основных направлениях:

- размещение страховых резервов;

- договоры страхования источников погашения кредита;

-промоутерство (продвижение) страховых услуг банковскими организациями.

Таким образом, суть оптимального взаимодейст­вия банков и страховых компаний заключается в нахождении формы сотрудничества, при которой синергический эффект сложения усилий контраген­тов в максимальной степени компенсировал бы от­каз от конкурентной свободы.

Рассмотрим межотраслевую конкуренцию коммерческих банков и страховых компаний.

Интересы банков и страховых компаний пересека­ются главным образом на рынке привлечения средств физических лиц. При этом альтернативны­ми финансовыми инструментами, предлагаемыми банками и страховщиками в борьбе за средства вкладчиков, являются соответственно срочные и те­кущие вклады, иногда оформленные в виде ценных бумаг (векселей, облигаций) у банков и накопитель­ные полисы личного страхования у страховщиков (по этим полисам в течение всего срока их действия страхователю выплачивается регулярная рента).

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Анализ активных операций ГПБ
Газпромбанк являясь одним из лидеров банков России, выполняет целый ряд операций, определяющийся в уставе банка, который можно просмотреть в приложении 1. К основным операциям банка относятся: 1. Привлечение денежных средств физических ...

Классификация российского страхования
В соответствии с законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» всю совокупность страховых отношений можно разделить на 3 отрасли . В основе деления страхования на отрасли лежат отличия в объектах страхования. В лично ...

Банковское обслуживание клиента на дому и на рабочем месте
Самостоятельная форма банковских услуг — предоставление клиентам возможности вести банковские операции с использованием электронной техники с удаленного рабочего места — дома («home-банкинг»), конторы фирмы, автомобиля и т.д. пользователи ...