- имеют общий рынок размещения свободных средств (активные операции банков и размещение страховых резервов страховыми компаниями).
В этом контексте банки и страховые организации являются конкурирующими институтами, причем конкуренция банковского и страхового секторов на рынке привлечения (борьба за вкладчика) и на рынке размещения характерна не только для России, но и для промышленно развитых стран Запада. Так, в Великобритании более половины объема сделок на рынке ценных бумаг приходится на страховые компании и негосударственные пенсионные фонды.
Что касается конкуренции на рынке размещения финансовых ресурсов с учетом роста сделок реального страхования, предполагающих долгосрочное размещение средств и повышение доли инвестиционного дохода в финансовых результатах страховщиков, наблюдается также, пусть и не очень масштабная, но вполне отчетливая тенденция конкуренции крупных банков и страховых компаний на рынке привлечения. Так, полисы накопительного личного страхования являются конкурирующим финансовым инструментом по отношению к срочным вкладам, векселям и облигациям коммерческих банков.
Таким образом, если коммерческие банки и страховые компании являются конкурентами одновременно и на рынке привлечения капитала, и на рынке размещения, то, казалось бы, взаимодействие между ними невозможно, за исключением форм, попадающих под антимонопольное законодательство (картельные соглашения и пр.). Заметим, однако, что банки и страховые организации хотя и являются финансовыми институтами, но различными финансовыми институтами, по определению занимающимися различными видами хозяйственной деятельности. Иначе говоря, целевые рынки банковского и страхового секторов хотя и пересекаются по определенным сегментам (целевым группам потребителей услуг, отдельным видам размещения), но в общем являются разными. Макроэкономическая логика такова, что, одновременно с конфликтными, банки и страховые компании имеют общие интересы. Как мы покажем далее, взаимодействие коммерческих банков и страховых компаний в бизнесе обычно фокусируется на трех основных направлениях:
- размещение страховых резервов;
- договоры страхования источников погашения кредита;
-промоутерство (продвижение) страховых услуг банковскими организациями.
Таким образом, суть оптимального взаимодействия банков и страховых компаний заключается в нахождении формы сотрудничества, при которой синергический эффект сложения усилий контрагентов в максимальной степени компенсировал бы отказ от конкурентной свободы.
Рассмотрим межотраслевую конкуренцию коммерческих банков и страховых компаний.
Интересы банков и страховых компаний пересекаются главным образом на рынке привлечения средств физических лиц. При этом альтернативными финансовыми инструментами, предлагаемыми банками и страховщиками в борьбе за средства вкладчиков, являются соответственно срочные и текущие вклады, иногда оформленные в виде ценных бумаг (векселей, облигаций) у банков и накопительные полисы личного страхования у страховщиков (по этим полисам в течение всего срока их действия страхователю выплачивается регулярная рента).
Другие статьи:
Анализ активных операций ГПБ
Газпромбанк являясь одним из лидеров банков России, выполняет целый ряд операций, определяющийся в уставе банка, который можно просмотреть в приложении 1.
К основным операциям банка относятся:
1. Привлечение денежных средств физических ...
Классификация российского страхования
В соответствии с законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» всю совокупность страховых отношений можно разделить на 3 отрасли . В основе деления страхования на отрасли лежат отличия в объектах страхования.
В лично ...
Банковское обслуживание клиента на дому и на рабочем месте
Самостоятельная форма банковских услуг — предоставление клиентам возможности вести банковские операции с использованием электронной техники с удаленного рабочего места — дома («home-банкинг»), конторы фирмы, автомобиля и т.д. пользователи ...