Принципы организации банковской системы

Банковское дело » Коммерческие банки, как основа кредитной системы » Принципы организации банковской системы

Банковская система в каждой стране складывается под влиянием общеэкономических принципов и специфических факторов, свойственных данной стране и истории ее развития. Для России характерным фактором в развитии банковского сектора экономики послужило то, что страна долгое время находилась в состоянии социалистического устройства. Капиталистическое развитие хозяйство получило только 20-25 лет назад, из-за чего банковский сектор в России по сравнению с зарубежными странами находится в развивающемся состоянии. Спектр услуг оказываемых банками еще не достаточно широк и система постоянно подвергается воздействию перепадов в экономике страны.

К общеэкономическим принципам банковской системы относятся:

· иерархичность – это деление банковской системы на уровни иерархии, или подчиненности. Никакая организационная система не может существовать без соотношения между целым и его частями. Банки есть всегда только части, а потому необходимо наличие организации, которая объединит все эти части в единое целое[9]. В России такой организацией является Центральный банк России, полномочия для осуществления этой функции закреплены законодательно. Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора;

· компетентность (профессиональность) – это функционирование банковских организаций только на профессиональной основе. Функционирование на кредитном рынке должно быть самой главной деятельностью коммерческих банков. В связи с этим банкам в российской федерации запрещено получать прибыль от других видов деятельности, кроме тех, которые указаны в федеральных законах;

· универсальность – это охват кредитными организациями абсолютно всех существующих (возможных, требуемых) видов деятельности на кредитном рынке. Речь идет о том, что в своей совокупности российские коммерческие банки должны выполнять все необходимые действия на кредитном рынке для нормального его функционирования.

К специфическим факторам, влияющим на организацию банковского дела в стране, обычно относятся:

· история страны. Развитие банковской системы России, как предпринимательской деятельности, началось только после становления капиталистического устройства; Нынешняя история коммерческих банков насчитывает 20-25 лет. Соответственно устройство и функционирование коммерческих банков заимствованно с зарубежной банковской системы.

· политическое устройство. Капиталистическое хозяйство принесло в банковскую сферу страны такую основу развития, как свободу для создания банков и конкуренцию;

· менталитет (взгляды, привычки) населения.

· интересы правящих элит и др.

Таким образом, банковскую систему страны можно определить как молодую развивающуюся отрасль экономики России, с набирающей обороты конкуренцией, и в связи с этим с расширением филиальной сети банков, расширением предоставляемых услуг и улучшением качества обслуживания. Банковская система является стержневой системой экономики, так как кредитные отношения между участниками рынка позволяют направлять капитал именно в те отрасли, где они принесут большую прибыль. Коммерческие банки, несмотря на все разнообразие их видов, структурированы по иерархии и подчиняются законам страны, их деятельность регулируется Центральным банком.

Другие статьи:

Присвоение кредитного рейтинга еврооблигациям
Еврооблигации выпускаются крупными, в основном, транснациональными корпорациями, международными организациями (например, Мировым банком) и государственными органами для продажи инвесторам во всем мире. При выпуске облигаций правительствен ...

Правовое обеспечение
С 1 января 2010 года вступили в силу два новых закона (отдельные положения начинают действовать в иные сроки): - Федеральный закон от 24 июля 2009 г N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социальн ...

Политика качества
Возрастание роли политики качества как направления банковской политики происходило по мере усиления интенсивности банковской конкуренции и возрастания требовательности потребителей банковских услуг. Высокая роль качества обусловлена его н ...