Второй немаловажный момент – это возможность нецелевого использования кредита. За счет овердрафта могут производиться любые платежи за исключением погашения долгов по кредитам, ранее предоставленных заемщику в рамках кредитных договоров, заключенных между клиентом и банком. Кроме того, грамотное использование «коротких денег» формирует кредитную историю клиента, которая в свою очередь может пригодиться при других видах кредитования.
Факторинг занимает четвертое место в данной структуре, доля которого составила 13,7% в среднем за весь анализируемый период. Факторинг в ОАО СКБ Приморья «ПримСоцБанк» в основном завоевал одно из первых мест в структуре видов корпоративного кредитования в 2008 году. В условиях финансового кризиса многие клиенты банка столкнулись с неплатежами за отгруженные товары или услуги. Как следствие, возник недостаток финансовых ресурсов для дальнейшей финансово-хозяйственной деятельности организации. Во время кризиса получить кредит для бизнеса довольно дорого (до 28 % годовых). Кроме того, банк неохотно кредитуют малый бизнес из-за низкой обеспеченности организаций залогом. В качестве альтернативного источника пополнения оборотных средств выступает заключение с банком или иной коммерческой организацией договора финансирования под уступку денежного требования (факторинга).
Банковские гарантии имеют небольшую долю на данном сегменте рынка. Их доля в среднем за анализируемый период составила 12,5%. Это достаточно удобный вид кредитования. Использование банковских платежных гарантий в ОАО СКБ Приморья «ПримСоцБанк» позволяет клиенту: избежать авансового платежа; обеспечить (или увеличить) отсрочку платежа; не отвлекать собственные оборотные средства; увеличить объемы импортных поставок; производить приемку товара (определить соответствие по качеству и количеству) до его оплаты.
Кроме того, предоставленная отсрочка платежа в ряде случаев дает возможность после реализации товара с выгодой использовать (в оставшееся время отсрочки) вырученные средства, предназначенные для оплаты контракта.
В случае многократных поставок еще более эффективными являются возобновляемые ("револьверные") гарантии, которые оформляются на весь срок действия контракта (или на его определенный период), но не на всю сумму сделки, а только на ее часть. Даже не смотря на достаточно удобный формат кредитования в виде банковских гарантий, в ОАО СКБ Приморья «ПримСоцБанк» они не пользуются особой популярностью. Дело в том, что банк только недавно начал предлагать данную услугу своим клиентам. Банковские гарантии практикуются в банке лишь с 2006 года и не успели занять свою нишу [16].
Самым невостребованным видом корпоративного кредитования является проектное финансирование, так как у банка нет возможности снизить ставки на длинные деньги, оно не пользуется спросом у корпоративных клиентов. В целом, банк старается постоянно совершенствовать условия корпоративного кредитования.
На выбор в пользу того или иного вида кредитования влияет в первую очередь его стоимость. Удобство и формы предоставления конечно немаловажный фактор, но в условиях рыночной экономики все предприятия и организации выбирают ля себя наиболее экономически выгодные варианты решения проблем финансирования. Особенно в условиях мирового финансового кризиса все без исключения предприятия и организации с целью оптимизации расходов стали наиболее четко разбираться в стоимости того или иного кредитного проекта. Динамика средневзвешенных ставок в ОАО СКБ Приморья «ПримСоцБанк» представлена на следующем рисунке 2.18.
Другие статьи:
Сущность форфейтинговых операций
Понятие форфейтинга
ФОРФЕЙТИНГ - это покупка долга, выраженного в оборотном документе, у кредитора на безоборотной основе. Это означает, что покупатель долга (форфейтер) принимает на себя обязательство об отказе - форфейтинге - от обраще ...
Классификация облигаций
Облигация - долговое обязательство эмитента, выпустившего ценную бумагу, уплатить владельцу облигации в оговоренный срок номинальную стоимость бумаги и ежегодно (до погашения) фиксированный или плавающий процент. Таким образом облигация у ...
Развитие рынка депозитов и изменения в условиях кризиса
Россияне стали неохотно делать сбережения и предпочитают сразу тратить полученные деньги. Банки перешли к активным рекламным кампаниям и завлекают население прежде всего высокими процентными ставками по вкладам. Однако аналитики отмечают, ...