Данные, представленные на рисунке 2.20, позволяют констатировать стремительный рост объемов просроченной задолженности корпоративных клиентов в ОАО СКБ Приморья «ПримСоцБанк» в посткризисный период. В 2008 году рост объемов просроченной задолженности составил 7,1%, в 2009 году 101%. Это катастрофически резкий рост просроченной задолженности, который может привести к необратимым последствиям.
Незначительный рост объемов просроченной задолженности в 2008 году объясняется локальными ситуациями, когда корпоративный клиент, получивший кредит не способен его возвратить, либо он просто не хочет его возвращать, либо банк «просчитался» с качеством данного контрагента.
Однако удвоение просроченной задолженности в 2009 году произошло на фоне мирового финансового кризиса, кода компании перестали своевременно получать выручку, оплаты от покупателей, и т.п. По оценкам ведущих экспертов, компания попросту было нечем платить по своим обязательствам. Просроченная дебиторская задолженность в банке обычно возникает из-за отсутствия персонально ответственных лиц за реальное поступление денег за проданный продукт. Обычно считается, что в просроченных платежах виноваты заказчики, которые не расплачиваются за полученный товар. На самом деле такие заказчики - нормальные бизнесмены, которые не хотят платить банку за финансовые ресурсы, а кредитуются бесплатно, поскольку банк это терпит или плохо с этим борется.
Наибольший вклад в рост объемов просроченной задолженности корпоративных кредитов занимают среднесрочные кредиты. Об этом свидетельствуют данные, представленные на рисунке 2.21.
По данным рисунка 2.21 можно сделать подтверждающий вывод о том, что краткосрочные кредиты обеспечивают 52,4% просроченной корпоративной задолженности. Вклад, размером 32,5% внесли среднесрочные кредиты. Наименьшую долю в данной структуре имею долгосрочные кредиты.
Такая ситуация объясняется тем, что краткосрочные кредиты имеют наиболее высокие проценты, и большие ежемесячные платежи. К тому же, в объемах выданных кредитов преобладают краткосрочные кредиты, что и в объемах просроченной задолженности обеспечило им первое место. Аналогично объясняется вторая позиция среднесрочных кредитов, и третья долгосрочных.
Сложившаяся ситуация в первую очередь вызвана ухудшением качества кредитного портфеля крупнейших банков страны, в том числе и ОАО СКБ Приморья «ПримСоцБанк», и свидетельствует о появлении признаков кризиса плохих долгов.
По этой причине российским банкам, в том числе и ОАО СКБ Приморья «ПримСоцБанк» для эффективной работы по предотвращению дальнейшего роста просроченной задолженности по корпоративным кредитам необходимо учитывать следующие факторы:
влияние законодательной базы на работу с просроченной задолженностью;
специфика работы с проблемной задолженностью в зарубежных странах;
методы предотвращения возникновения просроченной задолженности;
организация работы банка с просроченной задолженностью по розничным кредитным продуктам;
аутсорсинг просроченной задолженности;
новые инструменты на рынке продажи проблемных задолженностей. Создание фонда проблемных активов;
совместная работа банка, коллекторского агентства и бюро кредитных историй как инструмент снижения просроченной задолженности;
Другие статьи:
Цели и приоритеты
денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан на
2008-2009 годы
Основным приоритетом Национального Банка Республики Казахстан 2008-2009 гг. является продолжение работы по переходу к принципам инфляционного таргетирования. Инфляционное таргетирование полностью отвечает основной цели Национального Банка ...
Понятие коммерческого банка, его место в кредитной
системе
Кредитная система присуща любой экономике, но только в рыночной экономике она приобретает роль главного звена, обеспечивающего деятельность непрерывного развития капиталистических отношений. Поэтому банки как центры взаимодействия по кред ...
Дополнительные признаки, по которым может
осуществляться классификация страхования
Для общей характеристики, анализа и оценки деятельности страховых организаций на страховом рынке страны страхование можно классифицировать по ряду признаков: 1) территориальное распространение страховой деятельности страховщика; 2) форма ...