Всемирный Банк (ВБ) проводивший исследование институциональных и административных реформ в России констатирует, что одной коррупцией дело не ограничивается. Вторая проблема, на которую обращают внимание сотрудники ВБ – непрозрачность государственного управления. Согласно цифрам, приводимым ВБ, 60% опрошенных компаний главной проблемой при ведении бизнеса назвали неопределенность госрегулирования, которая не позволяет в полной мере доверять действиям государства. Готовые решения по выходу из этого малоприятного положения ВБ давать не торопится, ограничившись лишь набором достаточно очевидных советов.
Первым шагом в борьбе с коррупцией, по мнению ВБ, должны стать специальные противокоррупционные экспертизы, которые должны проводиться при рассмотрении любого законопроекта.
Вторым шагом должно стать изучение опыта противокоррупционной борьбы в других странах; здесь ВБ обращает внимание, в частности, на Финляндию, в которой каждый подготавливаемый документ, будь то закон или распоряжение, вносится в специальный реестр, опубликованный в Интернете.
Рекомендации ВБ опираются и на опыт других стран, в частности, Мексики, создавшей единые правила по введению новых лицензий, Южной Кореи, упростившей получение разрешений вводом электронной системы OPEN, и Латвии, призвавшей чиновников привлекать некоммерческие организации к работе над законопроектами. Правда, не стоит забывать пословицу: что русскому хорошо, то немцу смерть. ВБ рекомендует связать административную реформу, бюджетную реформу и реформу госрегулирования в одну программу и создать на местах стимулы для проведения реформ, а не только спускать распоряжения «сверху». По мнению ВБ, такими стимулами могут стать специальные образовательные программы для чиновников и дополнительное финансирование лучших практик ведения дел.
Представителей ЦБ РФ обвиняют в лоббировании интересов четырех банковских групп. В первую группу входят крупные государственные банки, занимающиеся «обналичкой». Вторая группа – «дочки» иностранных банков, а третья – коммерческие банки, занимающиеся в крупных объемах так называемой «обналичкой», либо «серыми импортными схемами». В четвертую группу (по мнению Френкеля), входят «банки из Северного Кавказа, а также московские банки, либо возглавляемые выходцами из этого региона, либо те, в которых они осуществляют свои главные «бизнес-проекты». Автор письма утверждает, что при лоббировании интересов данных групп чиновники Центробанка допускают злоупотребления, в том числе и коррупционного характера. В «обналичке» замешаны также представители Госдумы, силовых структур и других государственных ведомств. Однако конкретные имена не называются. Хотя взаимосвязь между мерами валютного контроля и коррупцией подробно в современных исследованиях не анализировалась, сравнение регрессий по данным различных стран показывает положительную зависимость между мерами контроля и коррупцией. Страны, в которых имеются все четыре типа контроля, в среднем характеризуются более высокой коррупцией (на 1,3 пункта по шкале от 0 до 6), чем страны, где контроль вообще отсутствует.Наконец, не все фирмы в равной мере могут обойти меры контроля, что усиливает неравные условия конкуренции и искажает структуру распределения ресурсов. По мере все более широкого распространения контроля по секторам российской экономики, то же происходило с коррупцией.Система экспортных лицензий способствовала усилению коррупции среди государственных чиновников; точно так же введенное впоследствии требование, обязавшее банки удостоверять точность сведений в паспорте сделки, привело к распространению коррупции в банковской системе.Провести точный анализ затрат и выгод применения мер регулирования капитала нелегко. Трудно выразить количественно затраты, связанные с ростом коррупции. Также сложно определить выгоду в форме сокращения оттока капитала, поскольку трудно оценить, насколько больше был бы отток капитала при отсутствии контроля. Тем не менее, если принять во внимание как международный опыт, так и события в самой России, эффективность мер регулирования капитала представляется сомнительной. Кроме того, попытки обойти этот контроль приводят к значительному росту коррупции в соответствующих сферах экономической деятельности.Таким образом, в среднесрочной перспективе меры регулирования капитала, по-видимому, следует отменить, но по ряду соображений краткосрочной перспективы желательно и разумно было бы подойти к этому вопросу постепенно. Существующие меры контроля, возможно, оказывают некоторое влияние на сокращение оттока капитала, и их резкая отмена может привести к давлению на рубль и массовому изъятию вкладов из российской банковской системы. Отмена мер регулирования капитала может также привести к меньшей защищенности от целенаправленных спекулятивных действий. Можно также возразить, что последствия августовского кризиса 1998 года могли быть менее пагубны при наличии более жестких мер регулирования капитала. Чтобы предотвратить возможный рост спроса на иностранную валюту, необходимо будет проводить постепенную отмену такого контроля в сочетании с мерами по укреплению банковской системы, управления и макроэкономических показателей в целом.В краткосрочной перспективе некоторые шаги могут помочь улучшить структуру мер валютного контроля и разрешить в ближайшее время отменить меры контроля, несовместимые со Статьей VIII МВФ, не создавая в то же время риска неожиданно резкого возрастания оттока капитала. Эти меры включают следующее.В начале года Генеральная Прокуратура РФ завершила очередную проверку Центрального банка не найдя в его деятельности существенных нарушений, что доказывает полную неспособность вышеуказанного органа найти что-либо, а скорее нежелание хотя бы элементарно разобраться. Как можно иначе игнорировать вопиющие факты, лежащие на поверхности и никем нескрываемые. Так, например, в Москве существует некая фирма «ЛИД-консалт» ООО, найти ее в Интернете не составляет никакого труда. На первой же странице изображен молодой человек в дорогом костюме, который уже по виду стоит не одну тысячу долларов зовут молодого человека Линников Александр Сергеевич. Из услуг оказываемых данной фирмой в частности значатся: оказание консультационных услуг в области банковского и антимонопольного права. Сайт этой компании можно спокойно найти в любой поисковой системе по запросу. Офис компании находится на Зубовском бульваре, где стоимость аренды является одной из самых высоких в Москве. В числе клиентов у фирмы есть ряд крупных и весьма уважаемых банков, в том числе иностранных. Как известно в настоящее время в Москве имеется ряд крупных международных аудиторских и консалтинговых организаций, которые в основном и консультируют крупные и средние банки, что же позволяет молодому человеку успешно конкурировать с иностранцами, да еще и жить припеваючи, известное имя или высокий профессионализм? Не то ни другое. Начальником Управления лицензирования в Московском управлении Банка России является Линникова Н.Ю. – мать нашего преуспевающего бизнесмена. Судя по рекламе на сайте дело четко поставлено на поток и отбоя от клиентов нет, когда клиентов сыну направляет мама, работающая на ответственной государственной должности. Сколько еще таких фирм у родственников сотрудников Центрального банка, оказывающих услуги по подготовке и сдаче отчетности, да и вообще по «связям» с Центральным банком даже трудно предположить. А может быть за счет этого и выживают коммерческие банки, что все уже давно поделено. На словах Центробанк декларирует жесткость и непримиримость а вечером придя домой высокопоставленный родитель дает советы своему чаду как срубить клиента побольше денег, и советует возможные варианты обхода ими же написанных расплывчатых нормативных актов. Замечательный способ заработка, вроде и взяткой это назовешь. Нет такой статьи в нашем уголовном кодексе.Кстати большинство банков, обслуживающихся в «ЛИД-консалт» вошли систему страхования вкладов и похоже без всяких проблем. А в здании, где располагается его «контора» ранее находился печально известный «Легпромбанк». Остается спросить, что же так долго искали господа прокуроры или обращать внимание на очевидные факты в Прокуратуре не принято? К сожалению, по меркам нашей страны эти нарушения называются «незначительными». Можно только пожелать Центральному банку дальнейших трудовых побед на ниве консультирования и оказания дополнительных услуг коммерческим банкам. Только предварительно надо еще придумать, что им делать нельзя, но при грамотном подходе станет можно. «Жить то надо, надо деньги зарабатывать детям на жизнь, потому что дети это наше будущее». За будущее семейства Линниковых можно быть спокойным. У них все будет хорошо. Что им прокурорские проверки у них нива вспахана.Кстати Александр Сергеевич является заместителем Председателя общественного движения «Справедливость». Андрей Столбунов – Председатель этого движения в одном из своих выступлений сказал: «Общество поделено на две конфликтующие части, обычное население и класс чиновничества, который сращивается с бизнесом, производя в итоге олигархию. Причем это явление существует на всех уровнях».
Другие статьи:
Основные направления кредитно-денежной политики
Центрального банка
Теории спроса и предложения денег, равновесия на денежном рынке дают научную основу для проведения обоснованной, взвешенной кредитно-денежной политики, направленной на стабилизацию экономического развития.
Кредитно-денежная политикапредс ...
Программное обеспечение
Рассмотрим две наиболее распространенные справочно-правовые системы – «Гарант» и «КонсультантПлюс»
Справочно-правовая система «Гарант»– компьютерная программа, содержащая полную, систематизированную и оперативно обновляющуюся информацию ...
Лимит остатка наличных денег в кассе
В целях обеспечения полной и своевременной сдачи наличных денег в банк их остатки в кассах предприятий лимитируются. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается банком ежегодно всем предприятиям и представляет собой максимально д ...