Заключение

В учебнике Макконелла биржа упоминается "как высокоразвитый рынок, на котором покупатели и продавцы . акций, облигаций и сельскохозяйственной продукции со всего мира устанавливают контакт друг с другом ". Биржа есть чисто конкурентный рынок, т.е. такой механизм, на котором можно наблюдать действие рынка и его законов. При разработке капиталистической идеологии Макконелл одним из 6 принципов и институтов опирается на пример функционирования биржи. Система цен или рыночная система наиболее выпукло проявляет себя именно здесь, на бирже. Не будь этого примера, сей принцип потерял бы большую часть своей убедительности.

Биржа в классическом понимании это:

1) место, где регулярно в одно и тоже время проводят торги по определенным товарам;

2) объединение торговцев и биржевых посредников, которые сообща оплачивают расходы по организации торгов, устанавливают правила торговли, определяют санкции за их нарушение; абсолютное большинство бирж - это не прибыльные организации, члены биржи получают выгоду не от ее функционирования, а от своего участия в торгах.

Развитие бирж шло вместе с развитием национальных экономик европейских государств. В числе своих предков биржа может отыскать торговые площади, уличные рынки, городские торговые ряды, базары (мы к этому сейчас возвратились), множество ярмарок.

По мере развития экономических отношений появилась необходимость упорядочить, организовать на постоянно действующей основе рыночные механизмы, заключенные в добиржевых формах экономических отношений.

Роль биржевой торговли в мировой экономике и в народных хозяйствах отдельных стран нельзя переоценить. Некоторые западные экономисты считают возникновение современной товарной биржи, не как рынка, осуществляющего сбыт товаров, а как финансового института, облегчающего ведение торговли и удешевляющего ее, равно по значению промышленной революции конца XVIII века, и видят в ней организующую и планирующую силу, способную придать динамизм всей экономике.

В современной экономической литературе товарная биржа рассматривается, во-первых, как экономическая категория, отражающая составную часть рынка, спецификой которого является особая оптовая форма торговли товарами с определенными характеристиками: массовость, стандартности, взаимозаменяемость. Во-вторых, это хозяйственное объединение (общество) продавцов, покупателей и торговцев-посредников с целью создания условий для торговли, облегчения, ускорения и удешевление торговых соглашений и операций. Такие объединения организовываются для улучшения торговли, быстрого обеспечения товаропроизводителей необходимыми товарами, ускорения оборота капитала. Члены биржи выигрывают не от ее функционирования, а от своего участия в торгах. Члены товарной биржи, которыми могут быть как посреднические (брокерские, торговые и т.п.), производственные фирмы, так и банковские учреждения, инвестиционные компании, отдельные граждане, в соответствии с установленными биржевыми правилами заключают соглашения купли-продажи товаров по ценам, складывающимся непосредственно в ходе торговли в зависимости от соотношения спроса и их предложения. Это свидетельствует о том, что биржа представляет собой особый ценообразующий механизм. В свободном ценообразовании также заключается цель биржи.

Другие статьи:

Особенности информационного обеспечения автоматизированных банковских технологий
Современная банковская система сложилась в нашей стране лет десять назад. До 1988 года функционировали только Государственный банк и три специализированных банка – Промстройбанк, Жилсоцбанк и Агропромбанк. Всего существовало около 2,5 ты ...

Инвестиционный банкинг: направления деятельности на современном этапе
Инвестиционный банкинг является одним из тех направлений банковской деятельности, где создают наиболее передовые и сложные продукты. В последние годы данное направление развивается очень активно, это связано с увеличением объема свободны ...

Аналитическое исследование Газпромбанка
Газпромбанк (Открытое акционерное общество) – один из крупнейших универсальных финансовых институтов России, предоставляющий широкий спектр банковских, финансовых, инвестиционных продуктов и услуг корпоративным и частным клиентам, финансо ...