Рынок ценных бумаг – это сфера экономических отношений, связанных с выпуском и обращением ценных бумаг. Его цель состоит в аккумулировании финансовых ресурсов и обеспечении возможности их перераспределения путем совершения различными участниками рынка разнообразных операций с ценными бумагами, т.е. в осуществлении посредничества в движении временно свободных денежных средств от инвесторов к эмитентам ценных бумаг.
Рынок ценных бумаг является частью финансового рынка и занимает промежуточное место среди рынков капитала и денежных рынков.
Задачами рынка ценных бумаг являются:
1 мобилизация временно свободных финансовых ресурсов для осуществления конкретных инвестиций;
2 создание и развитие рыночной инфраструктуры;
3 выпуск и обращение новых видов ценных бумаг;
4 совершенствование системы ценообразования;
5 поддержание баланса спроса и предложения;
6 активизация финансового рынка;
7 снижение темпов инфляции;
8 совершенствование нормативно-правовой базы;
9 контроль за соблюдением принятых правил и стандартов;
10 обеспечение контроля на основе государственного, биржевого регулирования;
11 усовершенствование саморегулируемых организаций, регулирующих деятельность профессиональных участников рынка;
12 разработка портфельных стратегий;
13 уменьшение инвестиционного риска;
14 проведение маркетинговых исследований, на основе которых осуществляется прогнозирование перспективных направлений развития рынка.
На сегодняшний день имеется около тысячи законодательных и нормативных документов, регулирующих различные стороны рынка ценных бумаг и деятельности его участников. Основным из них является Федеральный закон РФ «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г.
Рынок ценных бумаг выполняет ряд общерыночных (присущих каждому финансовому рынку) функций и ряд специфических функций.
К общерыночным функциям
относят следующие:
1.
Аккумулирующая функция, которая проявляется через создание условий для мобилизации временно свободных финансовых ресурсов с последующим их использованием в интересах участников рынка и национальной экономики в целом.
2.
Организационная функция, которая заключается в организации процесса доведения финансовых активов до потребителей (покупателей, вкладчиков). Она проявляется через создание сети различных институтов по реализации ценных бумаг (банки, биржи, брокерские конторы, инвестиционные фонды и т.п.) и заключается в создании нормальных условий для реализации денежных ресурсов потребителей в обмен на интересующие их ценные бумаги.
3.
Регулирующая функция, которая заключается в создании правил торговли и участия в ней; определение органов контроля и управления, порядка разрешения споров между участниками рынка.
4.
Стимулирующая функция, которая заключается в мотивации юридических и физических лиц стать субъектами рынка путем предоставления им определенных прав: права на участие в управлении предприятиями (акции), права на получение дохода (процентов по облигациям, дивидендов по акциям), возможности накопления капитала или права стать владельцем имущества (облигации).
5.
Контрольная функция, которая заключается в проведении контроля за соблюдением норм законодательства, правил торговли, этических норм участниками рынка.
Другие статьи:
Изменение текущего ассортимента
Еще в 50-е годы текущий ассортимент предлагаемых банковских услуг в странах Западной Европы был весьма ограничен. Однако в последующие 20 лет изменение ассортимента стало одним из ключевых инструментов маркетинг-микс, и на сегодняшний ден ...
Учет наличных денежных средств и контроль за их расходованием
Ответственный исполнитель отдела платежей принимает от бюджетополучателей кассовые заявки - расчеты на получение денежной наличности ежеквартально за 20 дней до начала квартала, проверяет их на соответствие с назначениями, предусмотренным ...
Виды лизинговых соглашений
По объекту обслуживания передаваемого имущества лизинг подразделяется на:
- «чистый лизинг» - это отношения, при которых все обслуживание оборудования полностью ложится на лизингополучателей.
- «мокрый лизинг» - имеет место в случае, ес ...