Ссудный процент. Классификация видов ссудного процента

Банковское дело » Цели и инструменты денежно–кредитной политики Банка России » Ссудный процент. Классификация видов ссудного процента

Страница 1

Одной из значимых составляющих современной экономической практики является ссудный процент. Ссудный процент – экономическая категория, отражающая отношения, складывающиеся между кредитором и заемщиком в процессе движения ссудного капитала (ссуженной стоимости); своеобразная цена кредита.

Форма существования ссудного процента тесно связана с содержанием кредитного процесса. Первоначально ссудный процент формировался в натуральной форме, так как в такой форме существовал и сам кредит. По мере развития денежных отношений, ссудный процент стал начисляться в деньгах. К числу самых древних упоминаний о нормировании ссудного процента относится Законник Хаммурапи (середина XVIII в. до н.э.). Этот документ устанавливал 20 % годовых по денежным займам и 33% по товарным, в первую очередь зерновым. Позже величину ссудного процента регулировали в Древней Греции, Древнем Риме, Византии.

На Руси одним из первых таких документов стал Устав Владимира Мономаха (начало XII в). Устав определял возможность взимать с заемщика от 20 до 50% в зависимости от объекта кредитования и иных условий.

Важным экономическим вопросом является определение границ ссудного процента. Как мы уже отмечали, на ранних стадиях развития товарно-денежных отношений, когда преобладали товарные сделки, была принята ставка на уровне 20 – 50%. В средние века, когда кредитным делом занимались ростовщики, а кредитование осуществлялось в денежной форме, цена ссуды составляла 10 – 25%. В более поздний период, когда кредитная деятельность стала осуществляться преимущественно специализированными институтами (банками), размер кредитных ставок колебался на уровне 6 – 10%.

Сущность ссудного процента можно определить через выполняемые им функции: перераспределительную и стимулирующую. Перераспределительная функция ссудного процента отражает протекание чистого дохода, полученного в отраслях материального производства. Стимулирующая функция ссудного процента предполагает, что заемщик, обязанный выплачивать кредитору определенную сумму за пользование кредитом, вынужден следить за эффективностью и срочностью вложения этих средств. Величина ссудного процента зависит от действий двух участников процесса: кредитора и заемщика. Это значит, что объективная ставка должна одновременно удовлетворять экономическим интересам обеих сторон. Экономический интерес кредитора состоит в получении такого дохода, который позволил бы оправдать занятие кредитным делом, то есть получить «нормальный» уровень рентабельности своего капитала. Для заемщика главное чтобы выплачиваемый им процент не изымал всей полученной в результате освоения проекта прибыли.

Таким образом, мы определили экономические границы ссудного процента: нижняя – уровень рентабельности кредитора, верхняя – уровень рентабельности заемщика, то есть ссудный процент не может быть настолько велик, чтобы подорвать деятельность заемщика, и настолько мал, чтобы кредитор не имел желания ссужать средства.

Ссудный процент существует в различных видах, классифицировать которые возможно по ряду признаков:

классификация видов ссудного процента

Классификационные признаки

Виды ссудного процента

1. По формам кредита

Процент по коммерческому кредиту;

Банковский процент;

Процент по потребительскому кредиту;

Процент по лизинговым сделкам;

Процент по государственному кредиту

2. По видам кредитных учреждений

Учетный процент центрального банка;

Банковский процент;

Процент по ломбардному кредиту

3. По видам инвестиций

Процент по кредитам в оборотные средства;

Процент по инвестициям в основные средства;

Процент по инвестициям в ценные бумаги

4. по срокам кредитования

Процент по краткосрочным ссудам;

Процент по долгосрочным ссудам;

Процент по среднесрочным ссудам

5. По видам операций кредитных учреждений

Депозитный процент;

Процент по ссудам;

Процент по межбанковским кредитам…

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Состояние и тенденции развития рынка коллекторских услуг
В апреле 2007 года в России создана Национальная Ассоциация Профессиональных Коллекторских Агентств (НАПКА)[29]. Основными предпосылками для создания НАПКА стали рост объемов кредитования и последовавший за ним рост объемов просроченной ...

Основные задачи регулирования и развития рынка ценных бумаг
По состоянию на начало 2009 года отдельные важные положения Стратегии остаются не реализованными. Частично это объясняется наличием различных точек зрения по концептуальным, стратегическим направлениям развития финансового рынка, как сред ...

Сущность и появление бирж
Вначале появились товарные биржи, на которых обращались стандартные, взаимозаменяемые товары. Затем по мере развития из товарных бирж вышли фондовые отделы товарных бирж и фондовые биржи. XVI–XVII вв. – период развития бирж. В 1531–1538 г ...