Фондовый рынок в свою очередь более честно отражал реальное положение в финансово-экономической сфере России: "голубые фишки" (blue chips) потеряли в среднем 30-40% своей цены, в то время как акции второго эшелона подешевели в несколько раз и значительно потеряли в ликвидности.
В конце февраля 1998 года у многих аналитиков стало складываться мнение, что кризис миновал, на азиатских рынках наблюдался рост фондовых индексов, устойчивый рост демонстрировал американский индекс деловой активности Доу Джонс. Одновременно в России в наличии было достаточно большое количество свободных рублевых средств, выведенных до этого с финансовых рынков. Ставки межбанковского рынка колебались в пределах 20-30% годовых. Эти факторы способствовали частичному восстановлению доверия инвесторов и оживлению на всех сегментах финансового рынка России, начиная с ГКО-ОФЗ и заканчивая рынком акций. Но данная ситуация продолжалась недолго. Вскоре акции второго эшелона полностью потеряли свою ликвидность, поэтому весенние колебания на них практически не отразились. Ситуация несколько изменилась в конце июля, когда Россия договорилась с МВФ о получении кредита. Появилась надежда, что выделение таких значительных сумм со стороны МВФ вернет доверие иностранных инвесторов к стране и позволит стабилизировать финансовые рынки. За 10 дней индекс РТС вырос более чем на 40%, поднявшись со 135 до 193, дневной объем сделок вернулся в течении нескольких дней на майский уровень, превысив 50 млн. долларов. Параллельно значительно упала доходность по государственным ценным бумагам. Однако данный всплеск был весьма кратковременным: уже к началу августа индексы вернулись на предыдущие уровни и продолжили падение.
В этих крайне тяжелых условиях 17 августа Правительством России было принято решение, которое по своему эффекту напоминало "черный вторник", с той лишь разницей, что последствия августовских решений были не кратковременными и носили глобальный характер.
В настоящий момент для российской экономики важно создать сектор государственных ценных бумаг, имеющих более продолжительный срок обращения. Это во многом будет способствовать оздоровлению экономики, в большей степени поможет решить вопрос по управлению долгом. Общая кредитоспособность денежной и налоговой политики, в частности, обязательство сдерживать давление инфляции, также является неотъемлемой частью развития рынка государственных ценных бумаг. К тому же возможность долгосрочных инвестиций сократится по всей экономике.
Со временем правительство может обратится к различным группам вкладчиков и инвесторов путем выпуска целого ряда ценных бумаг с различными сроками погашения и нормами доходности. Такой подход может помочь минимизировать затраты на финансирование правительства, и в тоже самое время будет способствовать сбережениям и инвестициям частного сектора. Однако, на ранних стадиях развития рынка и при первых выпусках государственных займов выбор государственных ценных бумаг будет ограничен. Как только инвесторы приобретут опыт, покупая разные виды государственных облигаций, а рынки повысят свою ликвидность и стабильность, государство сможет разнообразить типы выпускаемых облигаций.
Вторая функция, через которую можно определить ролевую характеристику рынка ценных бумаг - инвестиционная функция
, т.е. трансформация сбережений в инвестиции.
Продавцами капитала на финансовом рынке выступают те субъекты, которые испытывают переизбыток денежных ресурсов. Это может носить в разной степени постоянный характер. Но присутствие их свойственно всем экономическим системам. Среди них население, осуществляющее сбережение, а так же предприятия и организации, отличающиеся цикличностью движения оборотных средств, либо длительным периодом формирования собственных фондов (возможны так же и иные причины).
На современном этапе экономического развития России присуще рассматривать в качестве главного субъекта, характеризующегося избыточной финансовой позицией, население. По данным Банка России по состоянию на 1 января 1999 года граждане хранят свои сбережения в наличной валюте, не доверяя их отечественной кредитной системе, в объеме 80-85 млрд. долларов США[10]. Это эквивалентно примерно четырем российским бюджетам.
Другие статьи:
Фиктивный капитал и рынок ценных бумаг
Фиктивный капитал представляет собой общественное отношение, суть которого состоит в его способности улавливать некоторую часть прибавочной стоимости.
Исторически основа возникновения фиктивного капитала состояла в обособлении ссудного к ...
Инвестиционное банковское финансирование субъектов малого предпринимательства
В настоящее время развития отечественной экономики основной ее развития становится малый бизнес. Однако проблема роста его деятельности заключается в отсутствии достаточного финансирования со стороны банков. Поэтому важной составной часть ...
Основные методы управления инвестиционными рисками
Основным способом исключения базового (или первичного) для данной системы риска является использование системы специализированных институтов выполняющих функцию посредника между инвестором и его собственностью (или другим посредником). В ...