В 1956г. значительные изменения вносились в добровольное страхование имущества населения. Обязательное страхование строений, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, было дополнено добровольным.
В 1958г. система Госстараха СССР подверглась значительным организационным изменениям: страховое дело было передано в ведение Министерства финансов союзных республик. Передача страхового дела сказалась на результатах работы противоречиво, поскольку с одной стороны как бы повысилась заинтересованность союзных республик в развитии страхования, с другой – привело к росту лишь мелких операций по добровольному страхованию. Период в течение ряда лет после 1958г. следует считать третьим разгромом страхового дела в стране.
В 60-70-е годы рядом решений Совета Министров СССР, указов Президиума Верховного Совета СССР были введены новые условия обязательного страхования имущества колхозов, существенно расширилась ответственность по страхованию урожая. Одновременно с решением вопросов об изменении условий страхования имущества колхозов восстанавливалась союзно-республиканская система государственного страхования вместо республиканской, не давшей ожидаемого результата.
В страховании имущества, жизни и страхование от несчастных случаев все более возрастала роль добровольного страхования. В 1968г. введено страхование детей, представляющее собой вариант смешанного страхования жизни, введены новые правила страхования домашнего имущества и средств транспорта.
Среди мероприятий в области страхования в 70-х годах следует упомянуть введенное в 1979г. обязательное страхование имущества совхозов и других сельскохозяйственных предприятий.
Начало реальной демонополизации страхового дела в нашей стране положил закон «О кооперации» принятый Верховным Советом СССР 26 мая 1988г. Этим законом предусматривалась возможность создания кооперативных страховых учреждений. Однако узкое взаимное кооперативное страхование быстро стало перерастать в акционерное страхование.
Демонополизация коснулась и системы Госстраха СССР. Страховым организациям республик, краев и областей предоставлялось право наряду с едиными по стране видами страхования проводить специфические для региона виды имущественного и личного страхования. Акционерные, кооперативные и иные страховые организации как альтернативные по отношению к Госстраху получили выход на страховой рынок индустриально развитых стран.
Четвертый разгром страхового дела связан с разгромом СССР в 1991г. с явной недооценкой места и роли государственного страхования во всех странах СНГ, в том числе в России, с неуправляемым процессом демонополизации страхового дела.
Распад СССР в 1991г. поставил на грань банкротства государственные страховые организации большинства бывших союзных республик.
В начале 90-х годов в Российской Федерации началось возрождение национального страхового рынка, которое продолжается в настоящее время. Законодательную базу правового регулирования национального страхового рынка заложил Закон РФ «О страховании» вступивший в силу 12 января 1993г. В это же время был создан Росстрахнадзор — Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью, которой были переданы контрольные функции за отечественным страховым рынком. В 1996г. Росстрахнадзор был преобразован в департамент страхового надзора Министерства финансов РФ.
С 1992 года государственные и муниципальные страховые предприятия преобразуются в акционерные страховые общества закрытого и открытого типа (соответственно АСОЗТ и АСООТ) и в страховые товарищества с ограниченной ответственностью (СТОО).
По состоянию на 1995г. среди организационно-правовых форм страховых обществ преобладают АСОЗТ – более трети всех компаний (36%), более половины компаний находятся в смешанной собственности (58%), и только 6% находятся в государственной и муниципальной собственности.
Деятельность страховых организаций в настоящее время определенно направлена на поиск своего сегмента рынка потребителей страховых услуг. Среди юридических лиц основными потребителями страховых услуг являются промышленные предприятия, торговые фирмы, банки, сельскохозяйственные предприятия и сфера услуг. Государственные компании в основном ориентированы на выполнение страховых услуг для всех категорий клиентов.
Правительством РФ было принято постановление «О первоочередных мерах по развитию рынка страхования в РФ», которым предусмотрен ряд мер по совершенствованию налогового законодательства, связанного со страховым бизнесом, а также участие международных финансовых организаций по поддержанию рынка страхования в России.
Другие статьи:
Метод формирования обязательных резервов
Как уже отмечалось, наряду с операциями на открытом рынке, рефинансированием, валютным регулированием и другими экономическими методами проведения кредитной политики ЦБ РФ использует метод формирования обязательных резервов. Это метод пря ...
Прямые и портфельные инвестиции
При анализе вложений банка в ценные бумаги следует различать прямые и портфельные инвестиции.
Прямые - это вложения с целью непосредственного управления объектом инвестиций, в качестве которого могут выступать предприятия, различные фонд ...
Проблемы соотношения добровольного и обязательного страхования
Вопрос о правовых проблемах, связанных с разграничением добровольного и обязательного страхования, неоднократно становился объектом обсуждения специалистов, рассматривался он и в судах. Почву для разногласий дает противоречие действующего ...